Модели результативности профессиональной деятельности и личностных характеристик студентов-спортсменов и неспортсменов

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат технических наук, доцент В.А. Маренко1
С.Ю. Гуща2
1Институт математики им. С.Л. Соболева СО РАН, Омск
2Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Цель работы – изучение аспектов профессионализма как преобразующей и созидательной тенденции в соответствии с личностными характеристиками студентов. В статье дан краткий анализ публикаций по формированию профессиональных компетенций у студентов-спортсменов и неспортсменов. Проведено их анкетирование для выявления степени когнитивных диссонансов как личностных характеристик. Когнитивный диссонанс характеризует состояние личности с преобладающим пониженным настроением в случаях, когда систематически не удовлетворяются ее базовые жизненные потребности. Выявлены самооценки студентов. Самооценка влияет на взаимоотношения с другими людьми, поведение и развитие человека. Эффективность профессиональной деятельности студентов-спортсменов определялась баллами многоборья. Студенты-неспортсмены тестировались на умственную работоспособность. По нормированным показателям анкетирования и тестирования построены авторские модели диалектической взаимосвязи результативности профессиональной деятельности, самооценок и когнитивных диссонансов у студентов-спортсменов и неспортсменов. Модели показывают, что индивидуальные различия ярче выражены у студентов-спортсменов, чем у студентов-неспортсменов. Таким образом, физическая культура является не только сферой жизнедеятельности, но и специфической средой для формирования и всестороннего развития личности.

Ключевые слова: компетентностный подход, модель, профессиональная деятельность, самооценка, когнитивный диссонанс, спортсмен, неспорт­смен.

Литература

  1. Абдалина Л.В. Потенциал личности студента как фактор формирования профессиональных компетенций / Л.В. Абдалина // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. – 2015. – №  5  (5). – С. 13-18.
  2. Артемьев И.А. Рамочный стандарт профессиональных компетенций – основа организации отношений между образовательной организацией, работодателем и студентом. APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки / И.А. Артемьев. – 2016. – №  1. – С. 3.
  3. Викторов Д.В. Компетентностный подход в физкультурном образовании / Д.В. Викторов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2015. – Т. 15, № 2. – С. 5-10.
  4. Гибадуллин И.Г. Показатели физических и психологических резервов организма студентов / И.Г. Гибадуллин, И.В. Нюняев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта – 2015. – № 1. – С. 37-41.
  5. Гибадуллин И.Г. Концептуальные основания развития профессиональной мобильности студентов вуза физической культуры / И.Г. Гибадуллин,И.В. Нюняев, А.А. Найн // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 5. – С. 20-22.
  6. Юров И.А. Эмпирическое исследование спортивной индивидуальности / И.А. Юров // Экспериментальная психология. – 2012. – Т. 5, № 3. – С. 108-114.