«Спорт в моей жизни»: ценностные ориентации студентов-спортсменов в аспекте социологического анализа

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Кандидат педагогических наук, профессор В.П. Моченов
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, являются системообразующим элементом мировоззрения.
Ценностные ориентации студентов-спортсменов имеют некоторые отличительные черты и личностные характеристики, связанные с приоритетом спортивной деятельности в организации их жизнедеятельности. 
Погружение в спортивную деятельность в значительной степени влияет на становление характера личности студента, естественно  предположить, что спортивная субкультура оказывает влияние на процесс  формирования ценностных ориентаций.
Цель исследования – провести социологический анализ ценностных ориентаций студентов в условиях спортивной деятельности.
В проведенном социологическом исследовании приняли участие 216 студентов. Среди них были опрошены заслуженные мастера спорта, мастера спорта международного класса и мастера спорта.
Анализ ценностных ориентаций спортсменов показал, что в системе общезначимых ценностей у молодежи, занимающейся спортом,  превалируют фундаментальные ценности, характерные для ментальности нашего народа.  По предварительным данным в жизненных планах студентов-спортсменов значительное место занимают успешная спортивная карьера, получение качественного образования, создание семьи и самореализация.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, анкетирование, социализация, ценностные ориентации.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева  // Теория и практика физ. культуры. – 1995. – № 5. – С. 2–8.
  2. Вагапова Р.Р. Ценностные ориентации студентов в новых социокультурных условиях. Проблема человека в свете современных социально-философских наук / Р.Р. Вагапова. – 2006. – Вып. 3  http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128278289081578626/Default.aspx
  3. Внуков А.В. Ценностные ориентации личности студента как регуляторы социального поведения // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2014. – № 1. – С. 237–239.
  4. Иконникова С.Н. Молодежь как социальная категория: Доклад на VII Международном социологическом конгрессе / С.Н. Иконникова, И.С. Кон. – М., 1970.
  5. Лубышева Л.И. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта / Л.И. Лубышева, В.П. Моченов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 4. – С. 94–101.