Электронное средство обучения двигательным умениям и навыкам на уроках физической культуры

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор В.К. Пельменев

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.К. Пельменев. Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Храмов. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Калининград

Ключевые слова: электронное учебно-методическое пособие, физическая культура, методика преподавания вида спорта.

Внедрение средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные виды учебной деятельности рассматривается учеными и специалистами-практиками в качестве одного из наиболее перспективных источников обеспечения высокого качества образования. В то же время интенсивность информатизации физической культуры значительно уступает другим дисциплинам общего среднего образования. Это происходит по причине того, что известные теоретические положения компьютерной дидактики (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, В.А. Красильникова, Е.И. Машбиц, Н.Ф.Талызина, И.В. Роберт и др.) разрабатывались без учета специфики образовательной деятельности в сфере физического воспитания школьников. Соответственно на данный момент существует необходимость в научном обосновании технологии разработки, внедрения и применения в учебной работе по физической культуре средств учебного назначения, функционирующих на базе ИКТ.

Заключение. Опыт, накопленный в ходе разработки, внедрения и применения ЭУМП, свидетельствует о том, что электронные средства учебного назначения могут стать неотъемлемой составляющей технологии преподавания физической культуры. В структуре образовательной деятельности технологические решения, осуществляемые при помощи компьютерного программного обеспечения, могут использоваться на всех уровнях учебной работы: при планировании, реализации, контроле. При этом существенно облегчаются процессы поиска, разработки и внедрения улучшений.

Рассматривая работу по улучшению педагогической деятельности и предлагая в качестве технологической основы средства информатизации образования, необходимо отдельно указать на системный характер данного процесса. Успешность внедрения ЭУМП в систему физического воспитания школьников зависит от соблюдения следующих условий:

1) готовности участников образовательного процесса применять компьютерную технику и прикладное программное обеспечение в своей работе;

2) наличия технической инфраструктуры: компьютеров, компьютерных сетей, проекционного оборудования;

3) создания научно-методических разработок, предназначенных для обеспечения образовательного процесса, основанного на применении ИКТ;

4) нормативно-правового обеспечения, регламентирующего порядок осуществления учебной работы с использованием специализированного компьютерного программного обеспечения.

Литература

1. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.В. Башмаков. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 616 с.

8. е-Спорт: электронные средства обучения для физической культуры и спорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.e-sportedu.grsu.by (дата обращения 20.09.2012).

2. Калиновский А.И. Юзабилити: как сделать сайт удобным / А.И. Калиновский. – Мн.: Новое знание, 2005. – 220 с.

3. Левушкин С.П. Использование компьютерных технологий для оценки уровня знаний и физического здоровья школьников и студентов / С.П. Левушкин, А.Ю. Казаков, Е. Федосеенко // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: 6-я Всерос. науч.-практ. конф.: тез. докл. / Федер. агентство по физ. культуре и спорту. – М., 2008. – С. 245–247.

4. Семенов Л.А. Технологизация проведения мониторинга состояния физической подготовленности в общеобразовательных учреждениях / Л.А. Семенов, Т.А. Губарева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 3. – С. 41–45.

5. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост.: И.В. Роберт, Т.А. Лавина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 69 с.

6. Уроки физической культуры и здоровья. Баскетбол. 5-11 классы [Электронный ресурс]: Электронное учебно-методическое пособие / В.П. Навойчик [и др.]; под ред. В.В. Храмова. – Электрон. дан. (2 622 Мб). – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2010. – 1 Электрон. опт. диск (DVD-ROM).

7. Фролов С.С. Информационно-компьютерные технологии в совершенствовании образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.С. Фролов. – Тамбов, 2009. – 23 с.

Информация для связи с автором: khramov@grsu.by

Поступила в редакцию 01.04.2013 г.