Формирование соревновательных компетенций у студентов в процессе организации бильярдных турниров

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент А.В. Титовский
Д.М. Гаджиев
Н.М. Нуцалов
В.В. Аверясов

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

В работе представлены модель и структура организации бильярдных турниров для привлечения студентов всех медицинских групп к систематическим занятиям спортом. Определены и подробно рассмотрены основные соревновательные компетенции студентов, участвующих в бильярдных  турнирах.
В экспериментальной работе приняли участие 340 студентов в возрасте от 18  до 23 лет. Проведен анализ протоколов спортивных соревнований в дисциплине «Свободная пирамида» (бильярд).
Во время проведения соревнований по свободной пирамиде решались образовательная, развивающая и воспитательная задачи.
Результаты показали, что участие в соревнованиях по бильярду формирует у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью профессионально важные общекультурные компетенции  для деятельности в сфере экономики через развитие соревновательных компетенций.  Образовательная функция позволяет сформировать такие компетенции, как знание Положения о соревновании, общих  правил игры в бильярде и правил соревнований по отдельным дисциплинам бильярда, знания продвижения по турнирной сетке или выбывания из нее, знания регламента проведения соревнований, жеребьевки, включения результатов в протокол, подведения итогов соревнований.  Развивающая функция включает в себя формирование у спортсмена компетенции саморегуляции, самоуправления, как психологического, так и функционального,  компетенций ведения турнирной борьбы,  взаимодействия с игроками, должностных обязанностей судей, секретарей во время турнира. Воспитательная функция позволяет сформировать индивидуальные психологические качества личности,  корпоративную культуру для развития коммуникационных способностей, взаимодействия в студенческом спортивном движении университета, позитивного отношения к спортивным успехам.

Ключевые слова: образовательная, развивающая, воспитательная функции турниров, личностные качества, рейтинг спортсмена, корпоративное пространство университета.

Литература

  1. Аверясов В.В. Соревновательно-ориентированный учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» / В.В. Аверясов, Л.Б. Андрющенко // Вестник АПК Ставрополья. – Спецвыпуск, 2013. – Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. аграрного университета «АГРУС», 2013. – С 95-97.
  2. Андрющенко Л.Б. Соревновательно-ориентированная методика организации учебного процесса со студентами с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Аверясов, И.В. Лосева // Всерос. науч.-метод. конф.: «Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами». Тюмень, 21-23 ноября 2015. – Тюмень, 2015.
  3. Андрющенко Л.Б. Технология формирования готовности к развитию физической культуры как фактор сохранности здоровья: монография / Л.Б. Андрющенко. – Волгоград: Изд-во РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2009. – 188 с.
  4. Андрющенко Л.Б. Здоровьесберегающие технологии для студентов, освобожденных от практических занятий по дисциплине «Физическая культура»: учеб. пособие / Л.Б. Андрющенко, Г.М. Казантинова. – Волгоград: Волгоград. гос. с.-х акад.,  2007. –  68 с.
  5. Мамонова О.В. Оценочные средства по бильярду в рамках физического воспитания экономистов. «Физическая культура, спорт, туризм»: науч.-метод. сопровождение: матер. Всерос. науч.-практ. конф.с междунар. участием  / О.В. Мамонова, Н.М. Нуцалов, Р.И. Заппаров / ред. кол.: Е.В. Старкова (глав. ред.), Т.А. Полякова (науч. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2016. – С. 70–74.
  6. Михальченко Е.Г. Бильярд как средство профилактики нарушений зрения в рамках физического воспитания студентов // Е.Г. Михальченко, П.А. Кондратьев // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – №  1  (8). – С. 155–158.
  7. Титовский А.В. Практикум по проведению занятий по дисциплине «Физическая культура» в бильярдном зале / А.В. Титовский. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2014. – 36 с.