Нормализация психических состояний студентов на занятиях физической культурой
Фотографии:
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент А.А.Оплетин1, 2
1Пермский национально-исследовательский политехнический университет, филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, Пермь
2Пермский государственный институт культуры, Пермь
Целью исследования было научное обоснование учебной программы нормализации психических состояний студентов на основе психотренингов в процессе занятий физической культурой. Для проведения эксперимента сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ) – 85 человек второго года обучения и контрольная (КГ) – 87 человек. Для студентов ЭГ была реализована учебная программа, призванная решать задачи преодоления психологических и психогенных состояний тревоги (тревожности, депрессии) на основе психотренингов для формирования уверенности личности в своих силах и возможностях. КГ занималась по типовой программе, рекомендованной научно-методическим советом для вузов. В современных условиях образовательного процесса необходим поиск новых систем, технологий, подходов к решению задач физического воспитания. Трудность, возникающая при формировании компетенции саморазвития в области физической культуры, – это отсутствие знаний, умений, навыков, практического опыта у студентов в области самопознания, саморегуляции психических состояний (тревожности, депрессии, агрессивности), самопроектирования и самореализации в двигательной деятельности. Саморазвитие и формирование физкультурно-спортивной компетенции саморазвития могут иметь место только тогда, когда деятельность студентов носит личностный смысл, заполнена психолого-педагогическим содержанием и закреплена в практической деятельности. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня тревожности, депрессии, которые необходимо учитывать при формировании физкультурно-спортивной компетенции саморазвития во время занятий физической культурой.
Ключевые слова: тревожность, депрессия, стресс, личность, компетенция, саморазвитие, физическая культура.
Использованная литература
- Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь) / В.К. Бальсевич. – М.: ГЦОЛИФК, 2012. – С. 46
- Виленский М.Я. Физическая культура как базовый компонент профессионально-личностного развития учителя / М.Я. Виленский, В.С Макеева // Педагогическое образование и наука. – 2003. – № 3. – С. 10.
- Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 3. – С. 7–16.
- Макеева В.С. Управление психофизическим состоянием студентов в процессе физического воспитания / В.С. Макеева, С.В. Шавырина // Образование и саморазвитие. – 2010. – Т. 1, № 17. – С. 225–230.
- Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания / И.В. Манжелей. – Челябинск, 2007. – 152 с.
- Оплетин А.А. Готовность личности к саморазвитию на занятиях по физической культуре / А.А. Оплетин // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 10. – С. 30–33.