Концепция формирования рекреационной физической культуры в экономическом вузе
Фотографии:
ˑ:
Г.Б. Кондраков
Доктор педагогических наук, профессор Л.Б. Андрющенко
Кандидат философских наук, доцент З.В. Безвесельная
Кандидат педагогических наук Ю.В. Подоруев
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
В работе авторы рассмотрели понятие «Рекреационная физическая культура студента» как вид физической культуры, направленный на использование видов спорта в упрощенных формах, современных двигательных и оздоровительных систем для восстановления психоэмоционального состояния студента на основе принципов активного отдыха и «довосстановления» физиологически необходимой еженедельной нормы двигательной нагрузки студента на основе принципов спортивной тренировки и участия в спортивно-массовых мероприятиях. На основании вышеизложенного разработана функциональная модель рекреационной физической культуры студента. Компонентами модели стали: мотивационный – направлен на увеличение количества самостоятельных занятий в рекреационных зонах университета в свободное от учебной деятельности время; участие в массовых спортивных мероприятиях; использование популярных информационных приложений для самодиагностики физического состояния в спорте. Когнитивный (знаниевый) – направлен на формирование у студентов знаний средств, методов и организационных форм самостоятельных занятий в рекреационных зонах на основе мастер-классов по видам спорта, современным двигательным и оздоровительным системам; функциональный – направлен на развитие двигательных умений и навыков в мини-видах спорта (мини-настольный теннис, мини-футбол, пляжный волейбол, пляжный футбол, пляжный гандбол, дартс, бильярд, армрестлинг, оздоровительный бег, скандинавская ходьба, фитнес, воркаут, скейтбординг, сноубординг, лыжи, коньки и др.); рефлексивный – направлен на самооценку готовности студента к познанию (ГП), самосовершенствованию (ГСС) и саморазвитию (ГСР) в сфере рекреационной деятельности.
Ключевые слова: целостный методологический подход, рекреационная физическая культура студента, рекреационные зоны, модель, самостоятельные занятия.
Использованная литература
- Аверясова Ю.О. Формирование имиджа здоровья средствами массовой информации / Ю.О. Аверясова, Е.Л. Панова // Современные проблемы формирования и укрепления здоровья // Сб. науч. статей Междунар. науч.-практ. конф. Брест, 24-26 октября 2013 года. – Брест: Изд-во «Альтернатива», 2013. – С. 173–175.
- Андрющенко Л.Б. Педагогическая система формирования физической культуры студенческой молодежи: монография / Л.Б. Андрющенко. – Волгоград: Изд.-во «Нива». – Волгоград, 2006. – 176 с.
- Андрющенко Л.Б. Формирование пространства физической культуры в системе профессиональной подготовки студентов: монография / Л.Б. Андрющенко, Т.Д. Алиев, Ю.О. Аверясова. – М.: Изд-во ТР-принт, 2015. – 170 с.
- Выдрин В.М. Физическая рекреация – вид физической культуры / В.М. Выдрин // Культура физическая и здоровье. – 2004. – № 2. – С. 18–21.
- Зайцев В.П. Рекреация: проблема, понятийная методология, воспитание и образование студентов / В.П. Зайцев, С.И. Крамской, С.В. Манучарян // Культура физическая и здоровье. – 2007. – № 2 (12). – С. 22–25.
- Калинкин Л.А. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества / Л.А. Калинкин, В.В. Матов // Теория и практика физ. культуры. – 1990. – № 1. – С. 8–11.
- Кондраков Г.Б. Профессионально-личностное развитие специалистов по физической культуре и спорту в период модернизации высшего образования / Г.Б. Кондраков, Ю.О. Аверясова, С.Ю. Витько // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 3. – С. 73–75.
- Лотоненко А.В. Физическая рекреация для здоровья человека и восстановления работоспособности спортсменов / А.В. Лотоненко, В.В. Трунин, А.В. Козлов, Г.Р. Гостев и др. // Культура физическая и здоровье. – 2005. – № 2 (4). – С. 7–10.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 120 с.
- Рыжкин Ю.Е. Социально-психологические основы физической рекреации / Ю.Е. Рыжкин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Вып. 30. – Т. 8.
- Фурманов А.Г. Оздоровительно-рекреативная физическая культура: учеб. пособие / А.Г. Фурманов, В.Ю. Соколов, Л.Н. Кривцун-Левшина, В.П. Кривцун. – Минск: УМУ ФВ, 1994. – 518 с.