Сравнительный анализ личностных особенностей студентов-спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов в

Фотографии: 

ˑ: 

Аспирантка Н.Р. Усаева
Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин
Сургутский государственный университет, Сургут

Интеграция человека с ограниченными возможностями здоровья в образовательные условия высшей школы требует знаний о психологических особенностях формирования личности человека с функциональными ограничениями, поскольку хронические соматические заболевания, физические дефекты, выступая в роли функционального ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой, формируют вторичные изменения на уровне личностных особенностей. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается прежде всего не только как получение высшего профессионального образования, но и как средство социализации, социальная реабилитация. Необходимым условием формирования активной, гармонически развитой личности является знание особенностей развития личности студентов с ограниченными физическими возможностями на каждой ступени профессионального обучения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, учебная деятельность, студенты с ограниченными возможностями здоровья, комплекс психодиагностических методик, личностные особенности, количественно-качественный анализ.

Литература

  1. Купреева О.И. Особенности «Я-концепции» взрослых инвалидов с ампутационными дефектами конечностей: дис. … канд. псх. наук / О.И. Купреева. – Киев, 2003. – 24 с.
  2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. 2-е изд. – М.: Смысл, 2006. – 18 с.
  3. Пейсахов Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Н.М. Пейсахов. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1977. – 296 с.
  4. Попов Г.Н. Педагогические аспекты адаптивной физической культуры как интегративной дисциплины / Г.Н. Попов, С.П. Евсеев // Вестник ТГПУ. – 2006. – Вып. 10(61). – Серия: «Педагогика». – С. 47–50.
  5. Реан А. А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2008. – 479 с.
  6. Реан А.А.Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие / А.А. Реан. – СПб.: Изд-во СПбУ, 2001. – 224 с.
  7. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б.П. Яковлев. – Сургут: РИО СурГПУ,2007. – 201 с.
  8. Яковлев Б.П. Теория и организация адаптивного самовоспитания / Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2009. – 190 с.
  9. Яковлев Б.П. Психолого-педагогический аспект организации адаптивного   самовоспитания людей с ограниченными возможностями здоровья.- СПб: // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 2 (46). – С. 4-8.