Теоретические основания моделирования культуры поединка в артистическом фехтовании

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор философских наук С.Б. Куликов
Томский государственный педагогический университет, Томск

В процессе реализации проекта по выявлению влияний античных идей на современные науку, культуру и образование были актуализированы теоретико-методологические основания анализа культуры поединка в рамках артистического фехтования как вида спорта. Доказано, что прототипами моделирования поведения бойца выступают телесные проявления психоэмоционального состояния фехтовальщика и социокультурные образцы его действий. Просматривается связь между артфехтованием, культурой и сферой эмоций, возникающая в пределах социокультурной динамики образов артфехтования. Роль эмоций становится объектом изучения, поскольку артфехтование обладает видимыми признаками телесной практики, демонстрируя в реальности базовые характеристики искусства владения холодным оружием. При этом артфехтование есть театрализованное представление, в котором ключевую роль играет эстетика отдельных движений и действий бойца, вызывающая ответные эмоциональные реакции внешнего наблюдателя. Прояснение культуры поединка получает завершение в контексте описания эмоций как физиологического и культурного процесса аффективного отражения в психике бойца действия внешних раздражителей. Социокультурное понимание генезиса и функционирования эмоциональных реакций обнаруживается в качестве ведущей линии исследований, которая вносит ясность в фундаментальные аспекты формирования представлений о подготовке спортсменов в артфехтовании.

Ключевые слова: спорт и искусство, артфехтование, социокультурная динамика, эмоциональные переживания, античное наследие.

Литература

  1. Гадельшина Т.Г. Специфика распознавания эмоций детьми с нарушением слуха [Текст] / Т.Г. Гадельшина, Ю.А. Еремина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – Вып. 6 (134). – С. 103–107.
  2. Дарвин  Ч. О выражении эмоций у человека и животных [Текст] / Ч. Дарвин. – СПб: Питер, 2001. – 384 с.
  3. Лобанов В.В. Развитие инновационности дополнительного образования детей в авторской образовательной программе «Саберфайтинг» [Текст] / В.В. Лобанов // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – №  358. – С. 158–161.
  4. Мишенев  С.В. История европейского фехтования [Текст] / С.В. Мишенев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 208 с.
  5. Тышлер Д.А. Искусство сценического фехтования [Текст] / Д.А. Тышлер, А.Д. Мовшович. – М.: СпортАкадемПресс, 2004. – 272 с.
  6. Фрейд  З. Основной инстинкт [Текст] / З. Фрейд. – М.: Олимп; АСТ-ЛТД, 1997. – 656 с.
  7. Шустова  Е.Н. Своеобразие драматического действия в пьесе М.  Булгакова «Дон Кихот» [Текст] / Е.Н. Шустова // Вестник Томского государственного педагогического университета . – 1999. – Вып. 6 (15). – С. 52–58.