Зависимость употребления психоактивных веществ и выражения агрессивности от включения в спортивную деятельность

Фотографии: 

Докторантка Альма Кисиелиене
Таблица 1. Самоэффективность среди употребляющих и не употребляющих психоактивных веществ в СГ и КГ
Таблица 2. Самоэффективность курящих и некурящих подростков СГ и КГ
Таблица 3. Агрессия среди употребляющих и не употребляющих психоактивных веществ в СГ и КГ
Таблица 4. Агрессия среди курящих и некурящих подростков СГ и КГ

ˑ: 

Зависимость употребления психоактивных веществ и выражения агрессивности от включения в спортивную деятельность в подростковом возрасте

Докторантка Альма Кисиелиене. Литовский университет спорта, Каунас, Литва. Заслуженный тренер Литвы по дзюдо Диана Арлаускайте

Ключевые слова: спорт, подростки, самоэффективность, агрессия, употребление алкоголя, курение.

Введение. Современные условия жизни общества, связанные с глобальными переменами и кардинальной перестройкой системы социальных, экономических, политических, культурно-нравственных и семейных отношений, приводят к усложнению процесса социализации подростков.  В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева и другие исследователи подчеркивают необходимость перехода общества на новый этап образования, для которого характерна гуманитаризация, предполагающая не только переориентацию ценностей и смыслов человеческой деятельности, но и построение нового образовательного пространства, включающего объединение общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования [11, 2, 5]. Значительный потенциал личностного развития подростков и молодежи имеют учреждения дополнительного образования спортивного профиля. Однако Н.Б. Стамбулова, P.R.F. Wylleman и другие акцентируют  внимание на противоречивости научных данных о социализирующем влиянии спортивной деятельности и недостаточности сведений о специфике этого влияния на различных этапах онтогенеза, что затрудняет практическое использование развивающего потенциала спортивной образовательной среды [10, 12].  К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинскин, В. Н. Дружинин, О. А. Конопкин, В. С. Мерлин, А. В. Осницкий, В. А. Петровский принцип активности в развитии личности воспримают как способ самоорганизации (самоэффективности), проявляющейся в формировании человека как сложной, открытой, динамичной системы в соответствии не столько с внешним, средовым воздействием, сколько со своими собственными параметрами, со своей внутренней природой и логикой развития. Человеку как самоорганизующейся системе присуща внутренняя активность, что раскрывается в качествах личностной устойчивости относительно внешних воздействий, самообновляемости, возможности к самоусложнению, согласованности всех составных частей [1, 3, 9, 4, 6, 7, 8].

Целью исследования было определить  зависимость употребления психоактивных веществ и выражения агрессивности от включения в спортивную деятельность в подростковом возрасте.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 609 респондентов обоего пола в возрасте от 12 до 18 лет (средний возраст 14,58 года). В соответствии с поставленными в исследовании задачами были сформированы 2 выборки. Выборка спортивной группы (СГ) включала 262 спортсмена разных видов спорта (легкая атлетика, баскетбол, дзюдо, бокс и борьба). Выборка контрольной группы (КГ) составила 347 школьников 2 общеобразовательных школ г. Каунаса, не занимающихся спортивно-соревновательной деятельностью. Для выявления особенностей агрессивности была использована методика диагностики показателей и форм агрессии Басса–Перри, состоящая из 29 вопросов, к каждому из которых дается 7-балльная шкала ответов. Эта методика позволяет определить следующие формы агрессии: вербальную, физическую, гнев и негативизм. Для выявления факторов самоэффективности подростков были использованы 2 шкалы из методики Бандуры в адаптации Сапрара (Сарrara): самоэффективность как контролирование негативных эмоций и самоэффективность как саморегулирование.

Выводы. Саморегуляция личности является одним из важнейших факторов в превентивности употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте.

Занятия спортивной деятельностью в комплексе с неупотреблением психоактивных веществ влияют на повышение контроля негативных эмоций в подростковом возрасте.

Употребление психоактивных веществ связано с более высоким уровнем подростковой агрессии.

Спортсмены в подростковом возрасте более склонны выражать свою агрессию в открытой форме, чем их сверстники, не занимающиеся, что вынуждает тренеров выработать адекватные воспитательные стратегии и продумать способы перевода агрессии в социально приемлемую активность.

 Не занимающимся спортом подросткам более свойственны внутренние переживания негативных эмоций, что в особых случаях может привлечь к проявлению синдрома тревожности или к депрессии.

 Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект)В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – 1999, – № 4. – С. 21–26, 39–40.

3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. / А.В. Брушлинский. – Москва, Воронеж, 1996. – 392 с.

5. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения / О.А. Конопкин // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. – М., 1989.

6. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитвание, образование, тренировка. – № 3. – 2007.

4. Вяткин Б.А. Силина Е.А. В.С. Мерлин : ученый и педагог  (К 100-летию со дня рождения)  / Б.А. Вяткин, Е.А. Силина // Вопросы психологии. – 1998. – № 1. – С. 90–94.

7. Осницкий А.К. Регуляторный опыт, субъектная активность и самостоятельность человека. Ч. 1 [Электронный ресурс] / А.К. Осницкий // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2009. – № 5(7).

 8. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 15–29.

9. Психология:  учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под ред. В.Н. Дружинина. –  СПб.: Питер, 2009.

10. Стамбулова Н.Б.Разработка проблем онтопсихологии физического воспитания и спорта в научной школе А.Ц. Пуни / Н.Б. Стамбулова // Теория и практика физ. культуры. – 2001.– № 5

11. Столяров В.И. Аналитический обзор основных направлений модернизации физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в школе / Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе /под общ. ред. докт.  филос. наук, проф. В.И. Столярова. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры», 2009. – С. 11–125.

12. Wylleman, P., & De Knop, P. (1996, October). Combining academic and athletic excellence: The case of elite studentathletes. Paper presented at the International Conference of the European Council for High Ability, Vienna, Austria.

Информация для связи с автором: alma.kisieliene@gmail.com

Поступила в редакцию 29. 12. 2012 г.