Перспективы развития инклюзивного туризма в Российской Федерации

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор А.И. Сесёлкин
Доктор биологических наук, профессор В.Н. Пушкина
Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Петрова
Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Еремин
Российский государственный социальный университет, Москва

Рассмотрены перспективы развития инклюзивного туризма в Российской Федерации в контексте физической и социальной реабилитации инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Наличие разработанных и принятых на федеральном уровне государственных стратегий и программ в области физической культуры, спорта и туризма, создания доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья создает необходимые условия и перспективы устойчивого развития инклюзивного туризма в субъектах Российской Федерации. Необходимы более тесная межведомственная координация как на федеральном, так и на региональном уровнях и создание алгоритма разработки и реализации стратегии развития инклюзивного туризма в регионе с учетом требований к комплексным программам социальной и физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп.
Становится актуальной подготовка высококвалифицированных кадров, способных не только вести научные исследования и педагогическую деятельность в области инклюзивного туризма, но и разрабатывать и внедрять комплексные программы социальной адаптации и физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации. В Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 49.04.02 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» целесообразно включить туризм в область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, по аналогии с действующим ФГОС ВО по направлению подготовки 49.04.01 – «Физическая культура».

Ключевые слова: инклюзивный туризм, развитие, образование, социальная реабилитация.

Литература

  1. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения: 13.12.2015).
  2. Махов А.С. Программа управления развитием адаптивного спорта «ФИННИКС» и результаты её реализации / А.С. Махов, О.Н. Степанова // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 8. – С. 101-104.
  3. Михайлова И.В. Технология адаптивного шахматного обучения детей-инвалидов / И.В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 7. – С. 38-41.
  4. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 «О Федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 34.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении “Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения: 13.12.15).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р «Об утверждении “Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года”». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/data/File/news_file/2014/20941-р.pdf (дата обращения: 13.12.15).
  7. Рассохина Т.В. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации / Т.В. Рассохина, А. И. Сесёлкин // Вестник университета (ГУУ). – 2013. – № 1. – С. 85-95.
  8. «Россия без барьеров»: туризм, открытый каждому. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://oprf.ru/ru/press/news/2015/newsitem/32092 (дата обращения: 16.12.2015).
  9. Сесёлкин А.И. Подготовка магистров по адаптивной физической культуре: физическая реабилитация, спорт, рекреация и туризм / А.И. Сесёлкин, А.С. Махов // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация»: матер. IV Междунар. научного конгресса, посвященного 45-летию УрГУФК (г. Челябинск, 13-14 ноября 2015 г.) / Т. 1 / Под ред. д.м.н., проф. Е.В. Быкова. – Челябинск: Изд. центр «Уральская Академия», 2015. – 667 с. – С. 487-489.
  10. Сигида Е.А. Инвалидность и туризм: потребность и доступность: монография / Е.А. Сигида, И.Е. Лукьяненко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 106 с. – (Научная мысль).