Учебная лекция как реализация научно-педагогического дискурса

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат филологических наук, доцент Е.Н. Тарасова
Кандидат педагогических наук Е.А. Клопова
К.А. Корбут
Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

В статье рассматриваются вопросы обучения восприятию лекций в рамках проблемы обучения языку специальности. Восприятие и запись учебной лекции относятся к числу комплексных речевых умений, которые формируются у иностранных студентов стадиально. Обеспечение необходимого уровня сформированности названных умений и навыков в значительной степени зависит от наличия современных учебных пособий, где в качестве дидактического материала привлекаются образцы аутентичных учебных лекций. Для создания адекватной целям обучения и методически целесообразной системы формирования и развития названных умений необходимы пристальное изучение и систематическое описание лекции как учебно-научного жанра. Цель исследования – постановка проблемы рассмотрения учебной лекции как реализации научно-педагогического дискурса, что позволяет использовать при описании этой формы учебной деятельности положения современной теории дискурса.

Ключевые слова: учебная лекция, язык специальности; учащиеся-нефилологи; научно-педагогический дискурс; дискурсивная компетенция; восприятие; осмысление; письменная фиксация лекций; комплексные умения.

Литература

  1. Гиловая Е.А. Семантическая и интенциональная организация письменных и устных математических текстов / Е.А. Гиловая // Проблемы преподавания РКИ в вузах инженерного профиля. – М.: Янус-К, 2003. – С. 192–197.
  2. Губарева С.А. Особенности аудирования лекций по специальности для иностранных студентов включенной формы обучения / С.А. Губарева // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: матер. XIII конгресса МАПРЯЛ. – СПб., МАПРЯЛ, 2015. Т.10. – С. 275-279; / Т.В. Крылова, Л.П. Донскова, В.В. Крысанов // Некоторые аспекты обучения иностранных учащихся восприятию и записи лекций по языку специальности // Слово. Грамматика. Речь. Матер. VI Междунар. НПК «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания РКИ». МГУ, 26-28 ноября 2015. – М.: Макс-Пресс, 2015. – С. 325-326; / Е.Ю. Николенко // Слово. Грамматика. Речь. Матер. VI Междунар. НПК. Текст лекции как соединение компонентов интерактивной лингводидактической среды. – С. 437–439.
  3. Иванов Л.Ю. Жанры русской институционально-политической коммуникации и сопоставление с их немецкими аналогами / Л.Ю. Иванов // Русское слово в мировой культуре. Матер. Х конгресса МАПРЯЛ. Русский текст и русский дискурс сегодня. – СПб.: Политехника, 2003. – С. 158.
  4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. – М.: Грозис, 2004. – 390 с.
  5. Клобукова Л.П. Обучение языку специальности / Л.П. Клобукова. – М.: МГУ,1987. – 80 с.
  6. Лёвина Г.М. Обучение иностранцев русскому инженерному дискурсу / Г.М. Лёвина. – М.: Янус-К, 2003. – 204 с.
  7. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы бучения русскому языку студентов-нефилологов / Е.И. Мотина. – М.: Русский язык, 1983. – 170 с.