Психологические условия развития компетентности будущих тренеров как организаторов инновационной стратегии обучения волейболу
Фотографии:
ˑ:
Заслуженный тренер России, доцент В.Ю. Шнейдер
Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Лосев
Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут
Целью экспериментальной работы является поиск психологически обоснованной организации курса методико-практических занятий для студентов 3-го курса направления «Физическая культура» по курсу «Волейбол с методикой преподавания», созданного на основе концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Направленность работы состояла в поиске инструментария для оценки готовности студентов к организации процесса сопровождения вышеуказанного контингента обучающихся.
Результатом эксперимента, подтверждающим выдвинутую гипотезу, стала оптимизация деятельности по сопровождению процесса обучения будущих тренеров. Это нашло выражение в хорошей скорости обучения, его высокой эффективности и как следствие – в повышении точности и стабильности выполнения обучаемыми технических действий. Обоснованы пути создания психологических условий развития (становления) компетентности тренеров. Разработана и апробирована модель подготовки будущих тренеров как организаторов инновационной стратегии обучения волейболу.
Ключевые слова: уровни компетентности тренера, методика ускоренного обучения, концепция поэтапного формирования умственных действий.
Литература
- Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.
- Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 178 с.
- Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М.: Медгиз, 1947. – 256 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. – М., 1966. – 288 с.
- Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. – М., 1968. – 244 с.
- Железняк Ю.Д. Волейбол. У истоков мастерства / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский; под ред. Ю.В. Питерцева. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 1998. – 336 с.
- Железняк Ю.Д. Спортивные игры в системе спортивно-ориентированного физического воспитания [Текст]: учебно-метод. пособие / Ю.Д. Железняк; Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. – 58 с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика: Матер. Первого науч.-практ. семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3-10 окт. 1993 г. / Под ред. В.Я. Ляудис. – М., 1994. – 203 с.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы поэтапного формирования профессиональных действий / Н.Н. Нечаев. – М., 1988. – 156 с.
- Рыцарев В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приёмов игры и процесса подготовки волейболистов / В.В. Рыцарев. – М.: Книга и бизнес, 2005. – 381 с.
- Сачко Н.Н. Формирование двигательных навыков / Н.Н. Сачко, П.Я. Гальперин // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий / Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной. – М., 1968. – 156 с.
- Стрельцов В.А. Проектная форма организации учебного процесса по физической культуре (на примере ознакомительного курса по волейболу): учебно-метод. пособие / В.А. Стрельцов, В.Ю. Шнейдер, Г.А. Клишина, О.В. Фролова. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2005. – 75 с.
- Стрельцов В.А. Проектная форма организации учебного процесса по физической культуре в вузе (на примере начального курса обучения волейболу) / В. Стрельцов, В. Шнейдер // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 7. – С. 18–23.
- Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н.Ф. Талызина, Н.Г. Печенюк, Л.Б. Хихловский. – Саратов, 1987.
- Шнейдер В.Ю. Методика обучения игре в волейбол (учебно-метод. пособие). – М.: Изд-во «Олимпия-Пресс», 2009. – 56 с.