Состояние физического воспитания в системе общего образования
Фотографии:
ˑ:
Состояние физического воспитания в системе общего образования
Кандидат педагогических наук, доцент С.Ю. Щетинина. Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск
Ключевые слова: физическое воспитание, повышение эффективности, система образования, инновации, интеграция, школьники, регион.
Физическое воспитание учащихся как часть системы образования развивается в единстве социокультурных преобразований, доминирующей идеологии и нравственных ценностей общества. Современное состояние физического воспитания в системе образования обусловлено общими тенденциями, происходящими в образовании – направленностью на повышение его эффективности и качества, модернизацию. Обострение проблемы повышения эффективности физического воспитания школьников связано с современными инновационными процессами в системе образования, задающими вектор модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях.
Цель исследования – раскрыть критерии инновации и стадии ее прохождения в системе образования, обозначить современные инновационные процессы в образовании, проанализировать состояние физического воспитания в системе общего образования и обосновать актуальность проблемы повышения эффективности физического воспитания школьников.
Выводы. Анализ состояния физического воспитания в системе общего образования позволил раскрыть четыре аспекта актуальности проблемы повышения эффективности физического воспитания школьников.
Во-первых, обострение проблемы повышения эффективности физического воспитания связано с современными инновационными и интеграционными процессами в мире, на фоне которых закономерно возникают кризисные ситуации в образовании, что находит своё отражение в системе физического воспитания.
Во-вторых, повышение эффективности физического воспитания школьников необходимо в силу ухудшения здоровья обучающихся на всех ступенях образования, неразвитости у них потребностей в занятиях физической культурой и спортом.
В-третьих, в общеобразовательной школе наблюдается отставание от зарубежной практики физического воспитания, неразвитость спортивной инфраструктуры, недостаточность материального и кадрового обеспечения.
В-четвертых, у населения снижена мотивация к физкультурно-спортивной активности из-за низкого социально-экономического уровня, отсутствия доступных спортивных сооружений для занятий в микрорайонах проживания.
Важное значение в решении проблемы повышения эффективности физического воспитания школьников отводится регионам.
Литература
1. Багишаев З.А. Инициирование и формирование стратегических векторов развития российского образовании: дис. ... докт. пед. наук / З.А. Багишаев. – Уфа, 2004. – 456 с.
2. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 5. – С. 19–22.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В.К. Бальсевич // Педагогика. – 2004. – № 1. – С. 26–32.
4. Выступление А. Левитской на коллегии Минобрнауки России по вопросам укрепления здоровья школьников 11 февраля 2009 года. URL: http://mon.gov.ru/ruk/dir/levitskaya/dok/ (дата обращения: 30.10.2011).
5. Исаев А.А. Спортивная политика России / А.А. Исаев. – М.: Советский спорт, 2002. – 512 с.
6. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 38 от 19 сентября 2005 г, Ст. 3866.
7. Котлярова И.О. Инновации в образовании / И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование, здравоохранение, физ. Культура». Вып. 2. – 2003. – № 5. – С. 15–18.
8. Лёвушкин С.П. Динамика физического развития школьников Ульяновска / С.П. Лёвушкин // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 1. – С. 56–57.
9. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: монография / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2005. – 256 с.
10. Неворотова Н.П. Организационно-педагогические условия инновационных образовательных учреждений (на примере региона): автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.П. Неворотова. – Кемерово, 1997. – 22 с.
11. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее? Доклад Общественной палаты Российской Федерации, Москва 2007 г. // Вопросы образования. – 2007. – № 4. – С. 5–102.
13. Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) / В.М. Полонский // Инновации в образовании. – 2007. – № 2. – С. 4-14; № 3. – С. 4–12.
14. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад / под ред. Л.Г. Ионина. – М.: Логос, 2003. – 660 с.
15. Рожков П.А. Развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной политики государства / П.А. Рожков // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 1. – С. 2–8.
16. Семёнов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография / Л.А. Семёнов. – М.: Советский спорт, 2007. – 168 с.
17. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р.
18. Тезисы к докладу директора Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания А.Т. Паршикова на общественных слушаниях на тему: «Совершенствование системы физического воспитания и преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях» 22 октября 2010 г. URL: http: http://mon.gov.ru/ruk/dir/parshikov/dok/8051/ (дата обращения: 30.10.2011).
19. Шулика Ю.А. Диалектика физической культуры и спорта как проблема здоровья нации / Ю.А. Шулика, Ю.М. Схаляхо, И.В. Тихонова // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2009. – № 4. – С. 96–101.
Информация для связи с автором: Shetinina65@mail.ru
Поступила в редакцию 10.12.2012 г.