Проблемы многолетней подготовки баскетболисток в ДЮСШ

Фотографии: 

С.В. Мухаев
Таблица 1. Результаты выступлений кадетских женских сборных команд России на чемпионатах Европы
Таблица 2. Количество часов и соотношение средств ОФП/СФП в программе для ДЮСШ
Таблица 3. Количество часов и соотношение средств технической/тактической подготовки программы ДЮСШ
Таблица 4. Количество часов, отведённых в планах-графиках и микроциклах на физический технико-тактический и игровой виды, подготовки по годам обучения

ˑ: 

Проблемы многолетней подготовки баскетболисток в ДЮСШ

С.В. Мухаев. Баскетбольный клуб «Динамо-ГУВД», Новосибирск

Ключевые слова: юные баскетболистки, физическая подготовка, технико-тактическая подготовка, планирование и построение подготовки.

Введение. Проблема недостаточно высокого для перехода в команды мастеров уровня подготовленности выпускников баскетбольных ДЮСШ достаточно давно была обозначена в работах ведущих баскетбольных специалистов [1,4,6,10]. Но и в настоящее время данная проблема не утратила своей актуальности. Уровень физической, технико-тактической подготовленности большинства баскетболисток, выпускниц ДЮСШ, претендующих на последующую подготовку в составе резервных команд профессиональных клубов, не отвечает современным требованиям [7]. При последующей подготовке в составе команд Детско-юношеской баскетбольной лиги (ДЮБЛ) и молодёжных команд профессиональных клубов проблемы в подготовленности молодых баскетболисток полностью не устраняются. В результате большинство игроков молодёжных команд в женском баскетболе, достигнув возрастного ценза, остаются невостребованными клубами Премьер-лиги.

Цель нашей работы является обоснование методологических условий повышения эффективности процесса многолетней подготовки баскетболисток в детско-юношеском баскетболе.

Задачи: 1. Изучить вопросы построения многолетней физической, технико-тактической подготовки в ДЮСШ. 2. Проанализировать принятые в детско-юношеском баскетболе подходы к планированию и построению тренировочного процесса. 3. Определить методологические условия повышения качества учебно-тренировочного процесса в детско-юношеском баскетболе.

Методы исследования. При проведении исследований использовались в основном теоретические методы анализа и синтеза, позволившие изучить программно-методические документы и литературные источники по вопросам физической, технико-тактической подготовки баскетболисток в ДЮСШ, планирования и построения тренировки с последующей систематизацией материала и обоснованием наиболее важных проблем.

На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы: 1. Основной проблемой физической подготовки в детско-юношеском баскетболе является непроработанность вопросов применения средств физической подготовки в микро-, мезо- и макроциклах подготовки. Помимо этого негативное влияние на физическую подготовленность юных баскетболисток оказывает использование методик развития двигательных качеств не  в структуре технических действий, что мешает реализовывать физический потенциал в игровой деятельности.

Проблемы, связанные с недостатками в скоростной технике, вытекают из акцентирования  правильности выполнения вплоть до стадии автоматизации. В результате в центральной нервной системе и других системах организма разучиваемые технические приёмы закрепляются в режимах, не соответствующих игровым. Кроме того, низкий уровень физической подготовленности лимитирует   формирование высокого уровня технического мастерства, а развитие двигательных качеств не  в структуре технических действий отрицательно влияет на технику выполнения баскетбольных приёмов.

Проблемы в тактической подготовленности баскетболисток ДЮСШ возникают из-за того, что основной акцент переносится на наигрывание стандартных комбинаций в ущерб совершенствованию творческих механизмов групповых тактических решений.

2. Фактором, тормозящим формирование высокого уровня подготовленности юных баскетболисток, является принятая система планирования и построения тренировочного процесса не способствующая формированию долговременных адаптационных перестроек в различных системах организма.

3. Распространённая практика копирования тренировочных методик юношей-баскетболистов не учитывает психофизиологических особенностей реакции организма юных спортсменок на тренирующие воздействия, что  не способствует раскрытию кинезиологического потенциала юных спортсменок и препятствует достижению высокого уровня спортивного мастерства.

4. Повысить качество методики многолетней подготовки баскетболисток в детско-юношеском баскетболе возможно на основе конверсии имеющихся в теории и методике спорта достижений, позволяющих построить тренировочный процесс с учётом переноса тренированности, а также технологий и методик спорта высших достижений, способных решить выявленные проблемы в подходах к физической технической подготовке.

Целью следующего этапа исследования является обоснование эффективных принципов и способов построения основных разделов подготовки в детско-юношеском баскетболе на основе конверсии высоких спортивных технологий и методик.

Литература

1. Андрющенко Л.Б.  Специальная подготовка юных баскетболисток к соревновательной деятельности в командах высшей лиги в группах высшего спортивного мастерства: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Л.Б. Андрющенко; ГЦОЛИФК. – М., 1988. – 198 с.

2. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М., 2004. – 97 с.

3. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса. – М.: ОлимпияПресс, 2007. – 272 с.

4. Костикова Л.В. Сравнительная характеристика показателей специальной подготовленности баскетболисток разной квалификации / Л.В. Костикова, Е.А. Чернова // Теория и практика физ.культ. – 1996, – № 8. – С. 52-56.

5. Луконина О.И. Психолого-педагогические средства формирования индивидуального стиля деятельности юных баскетболисток / О.И. Луконина, А.В. Родионов // Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. междунар. симпозиума. – М.: ВНИИФК, 1994. – С. 51–52.

6. Межман И.Ф. Медико-биологические особенности адаптации организма юных баскетболисток к соревновательной деятельности  на этапе перехода в группы высшего спортивного мастерства: дис… канд. биол. наук: 14.00.51  / И.Ф. Межман, Всерос. науч-исслед. ин-т физ. культуры и спорта, – М., 2004. – 151 с.

7. Мухаев С.В. Анализ состояния физической, технической и тактической подготовленности баскетболисток, выпускниц ДЮСШ // Сборник материалов ХХVI Междунар. науч.-практ. конф.: «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. – С. 331–334.

8. Павлович М. Основы физической подготовки: метод. пособие / М. Павлович / пер. с сербского Г.  Владимиров; спорт. ред. В. Белаш. – Николаев; Южный, 2006. – 84 с.

9. Ратов И.П.  Биомеханические технологии подготовки спортсменов / И.П. Ратов, Г.И. Попов, А.А. Логинов, Б.В. Шмонин. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 120 с.

10. Чернова Е.А. Перспективность спортивного совершенствования баскетболисток-выпускниц спортивных школ: дис… канд. пед. наук: 13.00.04  / Е.А. Чернова, РГАФК, – М., 1996. – 245 с.

Информация для связи с автором:

тел.+7-913-958-4971,  e-mail: smukhaev@bk.ru

Поступила в редакцию 18.12.2012 г.