Учитель физической культуры как субъект инновационной образовательной среды
Фотографии:
ˑ:
Учитель физической культуры как субъект инновационной образовательной среды
Кандидат педагогических наук, профессор А.И. Замогильнов. Доктор педагогических наук, профессор М.А. Правдов. Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Шмелева. Шуйский государственный педагогический университет, Шуя
Ключевые слова: учитель физической культуры, инновационная деятельность, инновационная культура, инновационная активность, инновационное мышление, новая школа.
Введение. Реализация инновационного направления, обоснованного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития и Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г., выражается в оптимизации научно-инновационного потенциала сферы образования. Включение учителя в инновационные виды образовательной деятельности, формирование инновационной культуры и повышение статуса инноватора, поддержка распространения лучших практик образовательных инноваций, формирование специализированных учебных курсов по инновациям в вузах определяют инновационный вектор развития педагогической науки и образования. Всероссийский конгресс учителей физической культуры (Саранск, 2011) в итоговой резолюции рекомендовал учителям физической культуры внедрять инновационные программы, методики и технологии преподавания. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» провозглашает модернизацию и инновационное развитие - единственным путем, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. Достижение стратегической цели, определенной в национальной образовательной инициативе, возможно через принятие образовательной системой такой доминантной ценности как формирование инновационного типа мышления.
Цель исследования – изучение готовности учителей физической культуры к инновационной деятельности в образовании и сформированности их инновационной активности.
Организация и методы исследования. Изучение готовности к инновационной деятельности в образовании и сформированности инновационной активности проводилось среди 18 учителей физической культуры от 23 до 53 лет – участников регионального конкурса, имеющих стаж работы по специальности – от 2 до 25 лет. Участники конкурса представляли инновационные образовательные проекты по физической культуре, что позволило отнести их к учителям, занимающимся инновационной деятельностью в школе.
Заключение. Сегодня важно от уровня методических находок учителей физической культуры, безусловно, оптимизирующих учебный процесс, переходить к системному инновационно-образовательному проектированию, основанному на результатах интеллектуальной деятельности учителя. Каждое методическое, технологическое новшество может и должно лежать в основе либо базы данных, либо промышленного образца, либо программы для ЭВМ. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается как один из главных критериев оценки педагогических инноваций. Ведь принципиально важно то, что если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, то говорить о педагогическом новшестве нет оснований. Практическое использование и массовое внедрение после их апробации и объективной оценки – непременный атрибут инновационной деятельности [6].
В сфере подготовки кадров высшей научной квалификации для физической культуры и спорта на этапе подготовки диссертаций выявляется достаточно большое количество результатов интеллектуальной деятельности, способных к правовой охране, оформляются заявки на изобретения, патенты. Однако в практической деятельности школьного учителя физической культуры, несмотря на творческое многообразие методических новшеств, сегодня их еще недостаточно. Практикующему учителю сегодня необходимо в рамках программ дополнительного образовании и повышения квалификации предоставлять возможность изучения основ обеспечения правовой охраны их инновационных идей, проектов и решений, помогать выявлять и правильно оформлять свои результаты [8]. При всем многообразии педагогических инноваций этот процесс выявил довольно слабую подготовленность учителей к данной деятельности. Поэтому возникает необходимость в обучении учителя физической культуры методам исследовательской, инновационной деятельности, формировании у него качественно нового педагогического мышления.
Литература
1. Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе России: методология проектирования и эксплуатации / В.К. Бальсевич // Вестник спортивной науки. – 2003. – № 1. – С. 35–39.
2. Железняк Ю.Д. Инновационные перспективы подготовки педагогов по физической культуре в системе высшего профессионального физкультурного образования / Ю.Д. Железняк // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 4. – С. 9–12.
3. Исаков М.Н. Изменение уровня инновационной готовности учителей физической культуры в процессе переподготовки / М.Н. Исаков // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 12. – С. 71–72.
4. Исаков М.Н. Инновационная готовность специалистов по физической культуре и спорту в Пермском крае / М.Н. Исаков, К.И. Чащихин // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 1. – С. 80.
5. Лубышева Л.И. Инновационные процессы в развитии физической культуры в Российской Федерации (итоги научно-практической конференции, посвященной 80-летию журнала «Теория и практика физической культуры») / Л.И. Лубышева, С.Н. Литвиненко // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 1. – С. 59–63.
6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 289 с.
7. Солтамурадова Х.М. Реализация индивидуального подхода в развитии инновационной культуры у преподавателей вуза / Х.М. Солтамурадова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2007. – № 4. – С.89–93.
8. Шмелева Е.А. Акмеологическое сопровождение исследований в области здоровьесбережения в социогуманитарном научно-образовательном центре / Е.А. Шмелева // Культура физическая и здоровье. – 2010. – № 2(27). – С. 43–47.
Информация для связи с автором: ffkshuja@yandex.ru
Поступила в редакцию 15.01.2013 г.