Показатели общей и физической самоэффективности представителей юношеского баскетбола

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Р.К. Малинаускас
Статистические показатели общей самоэффективности юных баскетболистов (среднее и стандартное отклонения)
Показатели физической самоэффективности юных баскетболистов (среднее и стандартное отклонения)

ˑ: 

Показатели общей и физической самоэффективности представителей юношеского баскетбола

Доктор педагогических наук, профессор Р.К. Малинаускас. Ассистент А.Р. Брусокас. Литовский университет спорта, Каунас, Литва

Ключевые слова: самоэффективность; баскетбол; юношеский спорт, кадеты, юниоры.

Введение. Актуальность исследования проблемы самоэффективности личности в спорте с практической точки зрения определяется социальной значимостью нахождения и изучения возможностей прогнозирования успешности и повышения результативности (эффективности) спортивной деятельности [2, 7]. Вместе с тем эта проблематика разработана недостаточно полно и до сих пор неизвестно значение самоэффективности личности спортсмена в юношеском возрасте.

Целью исследования было выявить особенности показателей общей и физической самоэффективности баскетболистов – кадетов и юниоров.

Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели в качестве методического инструментария были использованы две методики: опросник общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема в адаптации В.Г. Ромека [6] и шкала физической самоэффективности [10].

Выводы. Статистически значимых различий двух исследуемых групп юношеского баскетбола (кадетов и юниоров) при оценке уровня общей самоэффективности не было обнаружено. Уровень физической самоэффективности у юниоров выше, чем у кадетов. Юниоры имеют более высокий уровень уверенности в своих физических способностях по сравнению с кадетами.

Литература

1. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. – Санкт-Петербург: Евразия, 2000. – 320 с.

2. Булынко Н.А. Модель самоэффективности личности спортсмена / Н.А. Булынко // Психологический журнал. – 2009. – № 2 (22) – С. 95–102.

3. Гордеева Т.О. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вестник МГУ. Психология. – Серия14. М., 2006. – № 3. – С. 78–85.

4. Малинаускас Р.К. Особенности психической надёжности баскетболистов различной квалификации / Р.К. Малинаускас, А.Р. Брусокас // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 1. – С. 80–82.

5. Малинаускас Р.К. Динамика социально-психологической компетентности студентов педагогических вузов / Р.К. Малинаускас, В.П. Гудонис, Ш.А. Шнирас // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28. – № 4. – С. 45–51.

6. Шварцер Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема / Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек // Иностранная психология. – 1996. – № 7. – С. 46–56.

7.  Malinauskas R. Self-efficacy concept and characteristics of athletes self-efficacy / R. Malinauskas, A. Brusokas // Science and processes in education. – 2010. – Vol. 13, № 4. – P. 68–80.

8. Malinauskas R. Peculiarities of career self-efficacy of young basketball players / R. Malinauskas, A. Brusokas, V. Gudonis // European Journal of Contemporary Education. – 2012. – Vol. 1, № 1. – P. 30–33.

9. Malinauskas R. Self-efficacy among students of pedagogical universities / R. Malinauskas, V. Malinauskienė, Ž. Vazne, D. Pancekauskas // European Researcher. – 2012. – Vol. 18, №. 3. – P. 301–305.

10. Ryckman R.M. Physical self efficacy scale [PSE] / R.M. Ryckman, M.A. Robbins, B. Thornton, P. Cantrell // Measures for clinical practice: A sourcebook / Red. K. Corcoran, J. Fischer. New York: Free Print, 1982. – Vol. 2. – P. 586–588.

Информация для связи с автором: r.malinauskas@lkka.lt

Поступила в редакцию  10.01.2013 г.