Системный анализ словосочетания «здоровый образ жизни»
Фотографии:
ˑ:
Системный анализ словосочетания «здоровый образ жизни»
Кандидат биологических наук, доцент Л. П. Додонова. Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Новосибирск
Ключевые слова: компоненты методологии, системный анализ, терминосистема «правильный образ жизни человека»
Введение. Известно, что понятийно-терминологический аппарат характеризует уровень развития конкретной науки. Компонентом методологии научного исследования считают системный анализ.
Кризис педагогики проявляется прежде всего в ее методологическом основании, в категориальном аппарате. Д.И. Фельдштейн [10] пишет: «диссертанты нередко используют нетрадиционные термины и фразеологизмы, новые понятия, которые не считают нужным определять, их смысл и содержание не раскрываются». Это свидетельствует о присутствии большой доли поверхностного, наглядного или бытового знания и даже искусственного «жонглирования» словами (в пределе – бессознательного, может быть, что еще хуже, осознанного привнесения хаоса).
Задача исследования – изучить логико-содержательно-смысловые аспекты словосочетания ЗОЖ и обосновать выражение «правильный образ жизни человека» как терминосистему, которая включает как определенные системные свойства, так и направленность развития человека, заданную его природой.
Выводы
1. Сформулирована и обоснована авторская трактовка терминосистемы ПОЖЧ, определенная через ближайший род и видовые отличия. Установлена качественная специфика данной терминосистемы: она обладает свойствами структурной сложности, централизацией и иерархическим строением, то есть отражает системную организованность как статический компонент модели поведения человека. Родовое «жизнь человека» связано с видами единовременно различаемых аспектов: в данном случае биопсихических и психосоциальных; психический аспект показывает взаимозависимость и напряженное единство этих аспектов. Родовое «жизнь человека» содержит правила, следующие из непреложных законов, управляющих жизнью (например, онтогенез). Видовое «правильный образ» содержит «образ» модели поведения как представление о правилах, которые должны лежать в основе поведения человека.
2. Сформулировано авторское понимание принципа жизни как начала сущности всего живого и человека. Он описывается известными фундаментальными характеристиками биосферы (структура, функционирование, эволюция), которые определяют внутреннюю организацию и развитие всех уровней биосферы как единые основания. Обоснование терминосистемы ПОЖЧ дает возможность совмещать традиционные представления о закономерностях развития человека (в онтогенезе и эволюции), выраженные биологическим языком, с концепцией гуманистической педагогики. Тогда едиными основаниями для разработки теории биосоциальных систем разного уровня организации (человека, коллективов людей) должны быть понятия «структура», «функционирование», «эволюция» и их эквиваленты. Эквивалент понятия «структура» для междисциплинарных исследований обоснован автором в публикации [5].
3. Определено, что «деятельность» человека, как фактор его психофизической активности и эквивалент понятия «функционирование», является общим признаком для всех биосоциальных систем разных уровней организации (человека, коллективов людей). Она охватывает широкий диапазон активности человека: от репродуктивной до творческой. Сформулирована авторская трактовка понятия «творчество человека» – оно требует проявления всех психофизических свойств, качеств как элементов его сущности, а также полноты ощущаемого образа, основанных на принципе «малого» (нюанс).
4. Показана логическая совместимость понятий «деятельность» и «функционирование», которая открывает возможности для дальнейшей операциональной разработки понятийного аппарата. Данный показатель считают критерием методологической корректности [11, с.10]. Полученные данные делают возможным соотносить понятия, термины, используемые в биологическом познании, с понятийно-терминологической системой педагогики, психологии и социологии и операционально связывать понятийные аппараты этих конкретно-научных областей.
5. Выявлены, с позиций системного анализа, взаимоотношения родового и видовых понятий в терминосистеме ПОЖЧ (ее биопсихосоциальные аспекты), которые согласованы как целое и части. Такая согласованность является критерием правильного понимания [11, с. 25].
6. Сформулирована гипотеза, которая обобщает знание и выходит за пределы конкретно-научных фактов, узкоспециализированных знаний. Разработка гипотезы может определить стратегию междисциплинарного исследования, включающего указание на родовые и видовые отличия – многообразие взаимоотношений и причинно-следственных связей частных наук (биологии развития человека, сферы ФКиС, общей педагогики, социальной психологии и др.). Показано, что при изучении сложных объектов (человека, коллективов людей) необходимо применять методологические принципы (редукционизм, структурализм, циклизм и пр.) как дополняющие друг друга.
7. Установлено, что биосферный и социальный статусы человека должны быть поняты неразрывно один от другого, поэтому человек, как часть биосферы, не может преследовать лишь своекорыстные цели. Иначе скажем, необходимо не только понимать различия этих статусов, но и научиться видеть действительность во взаимосоответствии. Зачем это необходимо понять? Чтобы осознать место свое в биосфере и принять неизбежность эволюции человека и всего живого на планете.
Литература
1. Белоусов Л.В. Целостность в биологии – общая декларация или основа для конструктивной программы? / Л.В. Белоусов // Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция) / отв. ред. О.Е. Баксанский. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 74 – 82.
2. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: учеб. пособие / М.А. Дерягина. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 208 с.
3. Додонова Л.П. Методы соматотипирования в возрастной и конституциональной антропологии: учеб. пособие. / Л.П. Додонова. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2006. – 160 с., ил.
4. Додонова Л.П. Природные явления и законы, определяющие изменения признаков у лиц с различными соматотипами на этапе роста и развития / Л.П. Додонова // Актуальные вопросы антропологии: Сб. науч. тр. Вып. 4. – Минск: «Беларуская навука», 2009. – С. 86–94.
5. Додонова Л.П. Применение системно-структурного метода в междисциплинарном исследовании / Л.П. Додонова // Сибирский учитель, 2011. – №.5 (78). – С. 19–24.
6. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков. – М.: Изд-во «Наука», 1975. – 720 с.
7. Наталов Г.Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризис общей теории физической культуры / Г.Г. Наталов // Теория и практика физ. культуры. – 1998. – № 9. – С. 40–42.
8. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 3. – С. 15–20.
9. Словарь синонимов: справочное пособие / под ред. А.П. Евгеньева. – Ленинград: Изд-во «Наука», 1976. – 648 с.
10. Фельдштейн Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии / Д.И. Фельдштейн // Вестник спортивной науки, 2008. – № 2. – С. 3–7.
11. Шугрин С.М. Космическая организованность биосферы и ноосферы / С.М. Шугрин. – Новосибирск : Сиб. предприятие РАН «Наука», 1999. – 496 с.
12. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты / А.Г. Щедрина. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. – 136 с.
Информация для связи с автором: тел.: 8-913-942-50-62;
е-mail: lp_dodonova@mail.ru
Поступила в редакцию 04.01.2013 г.