Совр. теория ФК как мировоззренчески-методологическая основа переосмысления проф. и общего физкультурного образования

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Николаев
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: статус современной теории физической культуры, основополагающие положения, переосмысление физкультурного образования.

Введение. Вот уже пятое десятилетие научным сообществом активно обсуждаются сложные и актуальнейшие проблемы формирования теории физической культуры (ТФК), имеющей основополагающее значение для развития и совершенствования физкультурного образования. Эти вопросы, безусловно, будут рассматриваться и в дальнейшем, ибо любая теория – это постоянно развивающееся знание. Особое место в этих дискуссиях занимает представительнейшая Всесоюзная научно-практическая конференция по проблемам ТФК (Москва, май 1986 г.), не имеющая аналогов в постсоветский период.

Основными итогами конференции явилось то, что специалистами разных направлений (философами, культуроведами, социологами, психологами, медико-биологами, педагогами – в том числе теоретиками и практиками физической культуры) было единодушно отмечено, что до сих пор многие проблемы в области ТФК разработаны очень слабо или даже не обозначены:  неглубоко выяснена сущность физической культуры, и прежде всего с философско-культуроведческих позиций;  нет чёткого понимания концептуально-методологических подходов к построению ТФК; слабо представлен системный характер физической культуры;  неполно раскрывается связь ТФК с реальной практикой. Особо отмечалось (Л.П. Матвеев, В.И. Столяров) важность нахождения интегративного фактора, лежащего в основе формирования ТФК.

Литература

  1. Абасов З.А. Методологический анализ понятийной системы теории физической культуры / З.А. Абасов, В.В. Кондратьев // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 4. – С. 25–28.
  2. Бордовская Н.В. Педагогическая системология: учеб. пособие / Н.В. Бордовская. – М.: ДРОФА, 2009. – 404 с.
  3. Коренберг В.Б. О некоторых базовых понятиях в нашей сфере / В.Б. Коренберг // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 2. – С.10–13.
  4. Николаева Н.И. Университет физической культуры – какой он? / Н.И. Николаева // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 9. – С. 44-46.
  5. Собянин Ф.И. О сущности физ. культуры (или к вопросу об одной предложенной дискуссии) / Ф.И. Собянин // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 4. – С. 20–24.
  6. Стёпин В.С. Теоретическое знание / В.С. Стёпин. – М.: Прогресс-традиция, 2004. – 744 с.
  7. Сундетова У.Ш. Высшее образование и перспективы развития сферы физической культуры, спорта, туризма / У.Ш. Сундетова, А.Р. Баймурзин // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 9. – С. 47–49.
  8. Шпагин Ю.А. Ошибочность термина «физическая культура» /Ю.А. Шпагин // Теория и практика физ. культуры. – 2002. –№ 6. – С. 61–62.

Информация для связи с автором: k_tfk@lesgaft.spb.ru

Поступила в редакцию 27.11.2012 г.