Целеполагание в психологической структуре спортивной деятельности как фактор повышения эффективности тренировочного процесса дзюдоистов

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент С.К. Багадирова1
Кандидат психологических наук, доцент Ф.С. Брантова1
Кандидат педагогических наук, доцент Э.А. Потокова1
Доктор педагогических наук, профессор Ф.П. Хакунова1
1Адыгейский государственный университет, Майкоп

Цель данного исследования заключалась в формулировании основных положений модели целеполагания в процессе освоения спортсменами психологической структуры спортивной деятельности. Анализ значимости целеполагания для профессионализации спортсмена позволил утверждать, что целеполагание выполняет направляющую, корректирующую и активирующую функции, что определяет качество освоения психологической структуры спортивной деятельности. Также в работе проанализирована наиболее распространенная методика постановки целей – SMART. В связи с тем что данная методика не является универсальной и существует дефицит подобных методик, в данной статье на уровне концепции предлагается к обсуждению модель целеполагания в процессе освоения спортсменами психологической структуры спортивной деятельности. При проектировании модели опирались на основные положения концепций системогенеза профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова и системно-структурной дидактики В.П. Беспалько. Кроме того, модель проектировалась авторами применительно к дзюдо и содержательная часть (элементы подготовки) была представлена в модели в соответствии с концепцией многолетней подготовки в дзюдо Г.П. Пархомовича. Теоретическая модель представлена в виде схемы графового моделирования, таблицами, в которых расписаны элементы подготовки дзюдоистов и уровень их усвоения, а также следующими за таблицами характеристиками уровней усвоения этих элементов. Предложенная в работе модель позволит в соответствии с задачами этапа подготовки спортсмена определять элементы и формулировать цели подготовки так, что на любом этапе можно определить степень усвоения каждого элемента программы, что, естественно, позволит контролировать уровень освоения спортсменами психологической структуры спортивной деятельности.

Ключевые слова: целеполагание, постановка целей, психологическая структура спортивной деятельности.

Литература

  1. Багадирова С.К. Психологическая структура спортивной деятельности: анализ и новый подход к ее построению / С.К. Багадирова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2014. – Вып. 3 (143). – С. 130-136.