Рефлексия в структуре деятельности спортивных тренеров: от рефлексивной позиции к рефлексивной культуре

Фотографии: 

ˑ: 

Соискатель А.В. Вощинин
Московская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная позиция, рефлексивная культура, тренер, личность, профессиональное самоотношение.

Актуальность. Современный подход в сфере физической культуры и спорта ставит перед психологами ряд теоретических и практических задач, одна из которых связана с созданием условий   профессионального роста тренера. В структуре  деятельности тренера рефлексия занимает особое место, так как является центральным механизмом, определяющим эффективность профессионального становления и продуктивность взаимодействия в системе тренер –спортсмен.

Цель исследования – научно обосновать структуру, содержание и типы рефлексивной позиции.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

– выявить факторы, определяющие особенности рефлексивной позиции тренеров;

– определить структуру и установить взаимосвязи структурных компонентов рефлексивной позиции;

– определить и описать типы рефлексивных позиций.

Литература

  1. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. – 1988. – № 5. – С. 27–37.
  2. Вощинин А.В. Проблема развития рефлексивной способности тренеров в процессе профессионального становления / А.В. Вощинин //  Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 2. – С. 40–44.
  3. Вощинин А.В. Метод рефлексивной референции (означения) актуального опыта деятельности тренера / А.В. Вощинин // Спортивный психолог. – 2012. – № 2. – С. 67–72.
  4. Давыдов В.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей / В.В. Давыдов, С.Д. Неверкович, Н.В. Самоукина // Вопросы психологии. –  1990. – № 3. –  С 76–84.
  5. Зейгарник Б.В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии / Б.В. Зейгарник // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». – 1981. – С. 9 –14.
  6. Ильков В.А. Рефлексивная культура спортивного педагога: Современные полипредметные представления о категории «рефлексия» / В.А. Ильков, С.Д. Неверкович // Спортивный психолог. – 2008. – № 1 (13). – С. 8–11.
  7. Исаев И.В. Планирование как центральный компонент теоретического мышления Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885
  8. Леонтьев Д.А. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] / Д.А. Леонтьев, А.Ж. Аверина // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – № 2(16). URL: http://psystudy.ru
  9. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. – М.: ИП РАН, 2004. – C. 424.
  10. Ковалев С.Э. Психологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительной деятельности: дис. … канд. психол. наук / С.Э. Ковалев. – Усть-Каменогорск, 2001. – С.  232.
  11. Неверкович С.Д. Рефлексивная культура спортивного педагога II. Сущность и структура рефлексивной культуры спортивного педагога / С.Д. Неверкович, В.А. Ильков, А.А. Мушаков // Спортивный психолог. – 2008. – № 2. – С. 11–17.
  12. Неверкович С.Д. Рефлексивная культура спортивного педагога I. Современные полипредметные представления о категории «рефлексия»  / С.Д. Неверкович, В.Д. Ильков // Спортивный психолог. – 2008. – №1. – С. 8–11.
  13. Неверкович С.Д. Рефлексивная культура спортивного педагогаIII. Сущность и структура рефлексивной культуры спортивного педагога / С.Д. Неверкович, В.А. Ильков, А.А. Мушаков // Спортивный психолог. – 2008. – № 2. – С. 11–17.
  14. Неверкович С.Д. Рефлексивная культура спортивного педагога. III. Рефлексивная культура  как механизм совершенствования профессиональной деятельности физкультурных кадров / С.Д. Неверкович, А.А. Мушаков // Спортивный психолог. – 2008. – № 3. – С. 9–13.
  15. Петров И.П. Рефлексивный механизм психологической готовности личности к самоопределению: дис. … канд. психол. наук / И.П. Петров. – Улан-Удэ, 2004. – С. 161.
  16. Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю. Степанов,  И.Н.  Семенов // Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 31–40.
  17. Холмогорова А.Б. Рефлексивно-личностная регуляции целеобразования в норме и патологии / А.Б. Холмогорова,  В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. – 1981. – № 3.  – С. 9–21.
  18. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. – М.: Наследие, ММК, 2005.
  19. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия / Г.П. Щедровицкий / В кн.: Исследования речемыслительной деятельности. – Алма-Ата, 1974. – С. 12–28.

Информация для связи с автором: a.voshchinin@mail.ru

Поступила в редакцию 23.11.2012 г.