Критерии оценки итоговых результатов в физическом воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях

ˑ: 

Л.А. Семенов
Заслуженный работник физической культуры, доктор педагогических наук, профессор
Ю.В. Кадочникова
Аспирантка
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Ключевые слова: дошкольное физическое воспитание, критерии оценки, итоговые результаты, физическая подготовленность, преемственность, программы.

Актуальность исследования. В настоящее время наиболее значимым событием в системе дошкольного образования детей является принятие Федеральных государственных требований (ФГТ), изложенных в двух документах: «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [6] и «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [7].
Основное целевое предназначение ФГТ заключается в обеспечении высокого качества дошкольного образования и создание детям «равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения в начальной школе». И это чрезвычайно важно для дошкольного физического воспитания, так как на сегодняшний день большое число детей,  выпускаемых из  ДОУ, не готово к занятиям физической культурой в школе [10]. Реализация же ФГТ может в корне изменить существующее положение. Главенствующее значение для этого прежде всего может иметь реализация требований к итоговым результатам освоения детьми образовательной программы в ДОУ. Но в настоящее время в дошкольном физическом воспитании нет четких сколько-нибудь единых критериев для оценивания физической готовности детей, выпускаемых из ДОУ. Особенно это касается кондиционной физической подготовленности, проявляемой в таких физических качествах, как сила, быстрота, выносливость, гибкость. 
 

Литература

  1. «Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Изд-во “Детство-Пресс”», 2011. – 528 с.
  2. Изаак С.И. Научное обеспечение системы мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи [Текст] / С.И. Изаак, В.А. Кабачков, А.Н. Тяпин // Опыт работы в субъектах Федерации по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи: Сб. науч. тр. – М.: Госкомспорт РФ, Всерос. НИИ физической культуры, 2002. – С. 10-37.
  3. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов / Программа общеобразовательных учреждений физического воспитания I-XI классов.  – М.: Просвещение, 1996. – С. 106-204.
  4. От рождения до школы: основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
  5. Постановление Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» от 29.12.2001 г. № 916 // Рос. газета. – 2002. – 12 янв.
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009 г. № 655.
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20.07.2011 г. № 2151.
  8. Радуга: программа воспитания, образования и развития от 2 до 7 лет в условиях детского сада /Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон, науч. рук. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2010. – 211 с.
  9. Семенов Л.А. Мониторинг физической подготовленности в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы. [Текст] / Л.А. Семенов. – М.: Советский спорт, 2007. – 168 с.
  10. Семенов Л.А. Характеристика физического состояния детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы [Текст] / Л.А. Семенов. Сб. науч.-практ. конференции, Физическая культура и спорт в условиях модернизации образования. Тобольск, 14 мая 2010 г. – С. 52-54
  11. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [науч. рук. – Д.М. Фельдштейн, А.Г. Асмолов; руководитель авторского коллектива – Н.В.Федина], М.: Просвещение, 2010. – 256 с.

Информация для связи с автором:
rafis55@mail.ru

Поступила в редакцию 06.06.2013 г.