Стратегия социальной адаптации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной двигательной рекреации

ˑ: 

Л.А. Акимова, Е.М. Голикова
Кандидаты педагогических наук, доценты
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Ключевые слова: социальная адаптация, адаптивная двигательная рекреация, дети и молодежь с ограниченными возможностями здоровья.

Современный всевозрастающий динамизм социокультурной ситуации обусловливает непротиворечивое требование к системе образования – воспроизводство социально адаптированной мобильной личности, обладающей совокупностью социально значимых компетенций, детерминирующих жизнеспособность и жизнестойкость человека, успешность в реализации социальных функций (гражданин, семьянин, работник), непрерывное развитие.
В связи с этим особое внимание должно быть обращено на детей и молодежь, имеющих ограниченные возможности здоровья, у которых в силу имеющихся дефектов, блокирующих восприятие социальных норм и требований, затруднены связи с социумом и культурой, являющихся источником развития. Ситуация повышенного внимания к проблемам здоровья детей и подростков усугубляется неутешительной статистикой детской инвалидности: 506 636 детей-инвалидов зарегистрированы в России. Инвалидность при соматической патологии формируется преимущественно к 10–12‑летнему возрасту, при психической – к возрасту 15–17 лет [11]. Анализ научных изысканий и практики работы с детьми-инвалидами убедительно доказывает, что средствами образования возможно успешно решать возникающие проблемы при условии его специальной организации, особого построения, специфичности достижения образовательных задач [1].

Литература

  1. Акимова Л.А. Здоровьеформирующий потенциал учреждений дополнительного образования в интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / Л.А. Акимова, Ю.А. Скляренко // Внешкольник Оренбуржья. – 2013. – № 3. – С. 24–28.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
  3. Волкова И.П. Современные парадигмы теории и практики социально-психологической адаптации и интеграции инвалидов по зрению / И.П. Волкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Психология. Социология. Педагогика. – 2008. – № 3. – С. 477–486.
  4. Голикова Е.М. Проблема здоровья – проблема комплексная / Е.М. Голикова // Фзическая культура в школе. – 2010. – № 3. – С. 63–64.
  5. Колесникова И.А. Педагогическая праксеология / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
  6. Кузнецов П.С. Социальная адаптация в трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона / П.С. Кузнецов // Проблемы формирования социальной и производственной инфраструктуры. – Саратов, 2000.
  7. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф. дис. ... канд. филос. наук / И.А. Милославова. – Л., 1974. – 24 с.
  8. Ольшанский Д.В. Адаптация социальная / Д.В. Ольшанский // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983.
  9. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. – М.: Мысль, 1971. – 352 с.
  10. Сметанин Е.Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации / Е.Н. Сметанин // СОЦИС. – 1998. – № 4.
  11. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2010.
  12. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы / М.А. Шабанова // СОЦИС. – 1995. – № 9.
  13. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе / Л.Л. Шпак. – Красноярск: Изд-во Красноярского гос. ун-та, 1991. – 232 с.

Информация для связи с автором:
GKS-07@mail.ru

Поступила в редакцию 06.09.2013 г.