Влияние тренировочных нагрузок на психофизиологические показатели юных лыжников-гонщиков

ˑ: 

И.Г. Гибадуллин
Доктор педагогических наук, профессор
Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, Ижевск
Р.Е. Петров
Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга

Ключевые слова: тренировочные нагрузки, психофизиологические показатели, лыжники-гонщики, психодиагностика.

Актуальность. В современном спорте в связи со значительным ростом спортивных результатов и увеличением объёмов тренировочных нагрузок увеличивается нагрузка и на нервную систему. Отсюда, по мнению В. И. Рождественской, одним из существенных условий, определяющих работоспособность человека, является уровень функционального состояния нервной системы. В многочисленных работах Н. В. Зимкина также говорится о проявлении высоких степеней силы, быстроты движений и выносливости в зависимости от нервной системы. По мнению Е. П. Ильина, особенности свойств нервной системы являются врождёнными, определяющими одарённость человека, что служит в спорте для ориентации и отбора в различные виды спортивной деятельности. По данным Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой, слаженная деятельность всех систем организма, а также сложность и точность выполнения двигательных актов во многом зависят от механизмов регуляции центральной нервной системы её высшим отделом – корой головного мозга. По мнению Л. Е. Любомирского, уровень возбудительных и тормозных процессов нервной системы указывает на степень выполненной физической нагрузки и характер восстановительных процессов. Исходя из вышесказанного возрастает необходимость в изучении нервных процессов, так как ведущую роль в осуществлении адаптационных перестроек в организме играет нервная система. В связи с этим несомненную актуальность представляет исследование реакций центральной нервной системы и двигательного аппарата на разные физические нагрузки. Один из главных путей решения этой проблемы – изучение динамики психофизиологических показателей с помощью комплексного портативного прибора для психодиагностики спортсменов.

Использованная литература

  1. Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Б.Г. Ананьев, Е.И. Степанова. – М.: Педагогика, 1972. – 248 с.
  2. Гурфинкель В.С. Регуляция позы человека / В.С. Гурфинкель, Я.М. Коц, М.Л. Шик. – М.: Наука, 1965. – 256 с.
  3. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости / Н.В. Зимкин. – М.: Физкультура и спорт, 1956. – 206 с.
  4. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
  5. Клапчук В.В. Информативность некоторых психомоторных тестов при оценке эффективности психофизической тренировки / В.В. Клапчук // Теория и практика физ. культуры. – 1987. – № 2. – С. 48–49.
  6. Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков / Л.Е. Любомирский. – М.: Педагогика, 1974. – 232 с.
  7. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности / В.И. Рождественская. – М.: Педагогика, 1980. – 152 с.

Информация для связи с автором: REPetrov@kpfu.ru

Поступила в редакцию 29.04.2013 г.