Возможности образовательной среды университета в развитии творческого потенциала студентов спортивного факультета
Фотографии:
ˑ:
Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун
Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин
ГБОУ ВПО Сургутский государственный университет, Сургут
Ключевые слова: творческий потенциал, гендерные предпочтения, самооценка.
Современная нарождающаяся модель общественного развития ставит совершенно новые задачи и перед обществом, и перед высшим образованием, а значит, можно с полным основанием говорить о необходимости создания новой креативной педагогики, в основе которой лежала бы философия творчества, нацеленная на решение фундаментальных социально-педагогических задач, которые обеспечили бы переход от принципа «Образование на всю жизнь» к принципу «Образование через всю жизнь». В полной мере эта задача может быть отнесена и к спортивному образованию, поэтому в качестве одного из приоритетов в подготовке спортсменов высокой квалификации должна рассматриваться активация творческого потенциала личности тренера с ярко выраженной активной субъектной позицией, способного быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этого, требует и пересмотра этических и культурных аспектов образования и как следствие нового подхода к оценке творческого потенциала личности, поскольку сегодня существует целый ряд теоретических соображений по поводу понимания творческой деятельности, понятий «творчества», «творческого потенциала», «творческого мышления» [1-5]. Мы полагаем, что для постижения источников творчества и его психологических механизмов необходимо рассматривать его как некий целостный процесс, так как творчество – это феномен целостной личности. Базовым же напряжением человека в этом случае, источником его жизни и развития является стремление к собственной значимости, которое проявляется в особенностях регуляции человеком своей жизнедеятельности и конкретной творческой деятельности [6]. Поэтому содержание нашего подхода к пониманию творчества будет заключаться в понятии «значимость», и, соответственно, мы творческий потенциал будем рассматривать, как «стремление к собственной значимости», «культивирование значимости собственной личности», что подчеркивает главную идею, а именно, стремление человека к самоценности [7].
Литература
- Альтшуллер Г.С. Психология изобретательского творчества / Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро // Вопросы психологии. – 1956. – № 6. – С. 37–49.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
- Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера. Ч. 2 / Л.С. Выготский // Собр. соч. – М., 1984. – С. 321.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002. – С. 166.
- Сальников В.А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности / В.А. Сальников // Теория и практика физ. культуры, 2002. – № 4. – С. 16–20.
- Шаров А.С. Рефлексия в развитии личности / А.С. Шаров // Материалы конф. «Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации». – Новособирск, 1995. – С. 224–225.
- Шаров А.С. Психология познания человека. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1994. – 130 с.
- Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: дис. ... докт. психол. наук. – Новосибирск, 2000. – 383 с.
Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru
Поступила в редакцию 14.11.2012 г.