Новый комплекс объективных методов планирования и контроля процесса подготовки спортивного резерва в различных видах спорта

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.Г. Гибадуллин1
Кандидат медицинских наук, доцент, заслуженный тренер России В.Г. Лазаренко1
1 Ижевский государственный технический университет им. М.И. Калашникова, Ижевск

Введение. Значительное число перспективных юных спортсменов в большинстве видов спорта не адаптируются к требованиям спорта высших достижений и не могут успешно выступать, перейдя во взрослую категорию. Причина этого видится в недостаточной физиологической и психологической обоснованности многолетнего планирования и контроля учебно-тренировочного процесса подготовки спортивного резерва.

Многие десятилетия теоретической основой подготовки спортсменов в нашей стране является периодизационная теория спортивной тренировки Л. П. Матвеева [9], которая регулярно подвергается критике. Так, Ю. В. Верхошанский на протяжении нескольких десятилетий достаточно убедительно опровергал бытующие в среде спортивных педагогов представления о дееспособности теории периодизации, настаивая на том, что только «биологическая составляющая является методологической и естественно-научной основой теории спортивной тренировки» [1].

Поддерживая эту бесспорную установку, С. Е. Павлов [11] совершенно правильно отмечает: «Реально работающие законы физиологии – единственное, что может лежать в основе спортивно-педагогического процесса. И речь здесь должна идти не о частных закономерностях течения тех или иных процессов в организме человека, изучению которых посвящено абсолютное большинство работ современных исследователей, а об общих физиологических принципах, лежащих в основе любых проявлений жизнедеятельности сложно организованного организма.

Ключевые слова: спортивный резерв, тип энергообеспечения, стрессоустойчивость, учебно-тренировочный процесс.

Литература

  1. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. – 1998. – № 7. – С. 41–54.
  2. Верхошанский Ю.В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 4. – С. 2–14.
  3. Гибадуллин И.Г. Способ экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма в учебно-тренировочном процессе спортсменов / И.Г. Гибадуллин // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: материалы первого Междунар. науч. конгр. (Белгород, 21-24 октября 2009 г.): в 2 ч. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – Ч. 2. – С. 10–12.
  4. Душанин С.А. Биоэнергетический мониторинг в спорте: новые принципы экспресс-контроля аэробного и анаэробного порога / С.А. Душанин // Основы управления тренировочным процессом спортсменов: сб. науч. трудов / отв. ред. В.Н. Платонов. – Киев: КГИФК, 1982. – С. 80–88.
  5. Душанин С.А. Система многофакторной экспресс-диагностики функциональной подготовленности спортсменов при текущем и оперативном врачебно-педагогическом контроле / С.А. Душанин. – Киев, 1986. – 24 с.
  6. Карленко В.П. Кардиомониторинг «ЦD&K-TEST» как метод диагностики для определения функционального состояния и резервных возможностей организма спортсменов / В.П. Карленко // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. – 2008. – № 15. – С. 39–50.
  7. Лазаренкo В.Г. К задаче выбора методов психологической диагностики в спорте / В.Г. Лазаренко, С.В. Ефремова // Сб. матер. Республиканской науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта». – Ижевск: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2005. – С. 69–71.
  8. Макаров Г.А. Спортивная медицина / Г.А. Макарова. – М.: Советский спорт, 2004. – 480 с.
  9. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев. – М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. – 304 с.
  10. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена / пер. с нем. / Р.М. Найдиффер. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 224 с.
  11. Павлов С.Е. Теория и методика спорта – от консерватизма к деградации / С.Е. Павлов. – М.: РГУФКСМиТ, 2012.
  12. Спортивная физиология. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 240 с.
  13. Технология подготовки спортсменов. – Щелково: Издатель П.Ю. Мархотин., 2011. – 344 с.