Компетентностный подход к профессиональной подготовке бакалавров физической культуры в процессе производственной практики

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.М. Куликова1
Доктор педагогических наук, профессор Л.М. Куликов1
1 Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Введение. Основа компетентностного подхода проявляется в обновленном учебно-методическом сопровождении; межпредметной направленности; новых оценочных средствах; новых функциях и ролях преподавателя; усилении ответственности студентов; совершенствовании организационных форм; введении системы зачетных единиц; взаимодействии высшего образования со сферой труда; студенто-ориентированном характере образовательного процесса; собственном категориальном аппарате.

При вхождении в компетентностное образование необходимо уяснить суть понятий «компетенция» и «компетентность», являющихся базовыми составляющими компетентностного подхода к образованию.
В психолого-педагогических исследованиях за рубежом понятия «компетентность» и «компетенция» разрабатываются давно. Так, в «Словаре иностранных слов» понятие «компетентный» раскрывается, как обладающий компетенцией – кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) – компетентный, правомочный. Competents (лат.) – соответствующий, способный. Competere (лат.) – требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) – способность (компетенция) [5, с. 247].

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, производственная практика, бакалавр.

Литература

  1. Азарова Р.Н. Один из подходов проектирования основных образовательных программ вузов на основе компетентностного подхода / Р.Н. Азарова, Н.В. Борисова, Б.В. Кузов // Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций: материалы XVII Всерос. науч.-метод. конф. – М., Уфа: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2007. – Ч. 2. – С. 52–63.
  2. Галямина И.Г. Отличительные черты ГОС ВПО нового поколения / И.Г. Галямина // Наукоемкие технологии образования: межвуз. науч.-метод. семинар. – М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2007. – С.15–24.
  3. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000. – 258 с.
  4. Куликова Л.М. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта в условиях производственной практики: проект / Л.М. Куликова, Л.М. Куликов // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 5. – С.101–104.
  5. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1990. – 268 с.
  6. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.И. Ушакова. – М.: ОГИЗ.: А – КЮРИНЫ, 1939. – Т. 1. – 1562 с.
  7. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. – М.: Изд-во Академия профессионального образования, 1999. – Т. 2. – 440 с.