Содержательные характеристики актуализации самообразовательной деятельности студентов вуза

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор О.Л. Карпова1
Аспирантка Т.Н. Шабалкова1
1 Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Введение. Значение проблемы актуализации самообразовательной деятельности (СД) студентов в современном образовательном пространстве обусловлено рядом причин. Это связано, во‑первых, с переходом высшей школы на государственные стандарты третьего поколения. Реализация ФГОС ВПО предопределяет необходимость не только изменения содержания подготовки будущих бакалавров, но и поиска новых подходов к организации учебного процесса, в которых предусматриваются усиление роли и постоянная оптимизация самостоятельной работы студентов. Новые условия диктуют необходимость модернизации технологий и методик обучения студентов вуза физической культуры, что существенно меняет подходы к учебно-методическому и организационно-техническому обеспечению учебного процесса.

Во‑вторых, быстрый рост информационно-коммуника­ционных технологий влечет за собой рост технологических изменений, которые требуют от специалистов овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Сегодня на многих предприятиях и в организациях функционирует система повышения квалификации. Однако как показывает практика, подобная модель обучения, как правило, подразумевает традиционную передачу определенного количества знаний и опыта, воспроизведение уже имеющегося опыта и зачастую не способствует адаптации специалистов к новым требованиям. Очевидной становится актуализация потребности в постоянном обновлении знаний, которой должно быть уделено должное внимание в вузе.

Ключевые слова: содержательные характеристики, актуализация, самообразовательная деятельность, студенты вуза, личностный потенциал.

Литература

  1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 348 с.
  2. Карпова О.Л. Развитие самообразовательной деятельности студентов: теоретические аспекты: монография / О.Л. Карпова. – Челябинск: Уральская Академия, 2014. – 204 с.
  3. Карпова О.Л. Организация самообразовательной деятельности как основа развития профессионализма студентов вуза физической культуры / О. Л. Карпова, Е. Ю. Скочилова // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 4. – С. 66-70.
  4. Миняева Н.М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента как инновационная проблема / Н.М. Миняева // Образование и саморазвитие. – 2011. – № 5 (27). – С. 18–23.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие: в 2 кн. / Е.И. Рогов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 480 с.
  6. Рубакин Н. А. Как заниматься самообразованием / Н.А. Рубакин. – М.: Сов. Россия, 1962. – 127 с.
  7. Рубочкин В.А. Теория и практика самообразования: учеб. пособие для всех специальностей / В.А. Рубочкин. – М.: Российский университет кооперации, 2011. – 175 с.
  8. Щуклина Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования / Е.А. Щуклина. – Социологические исследования, 2000. – № 6. – С. 29–39.