Исследование феномена сенситивных периодов для развития быстроты и ловкости у юных баскетболистов 7-17 лет

Фотографии: 

ˑ: 

Докторант Кястутис Матулайтис
Доктор социальных наук (педагогика) Антанас Скарбалюс
Литовская академия физической культуры, Каунас, Литва

Ключевые слова: баскетбол, быстрота, ловкость, тренировка

Введение. Баскетбол – командная игра, требующая разнообразной двигательной деятельности: быстроты, ускорения, резкого изменения направления движения. Многими учеными [2, 14, 22, 25, 34, 32] установлено, что для баскетболиста быстрота и ловкость – одни их самых важных и нужных двигательных способностей на баскетбольной площадке.

Стонкус и Куклис [33] отмечают, что быстрота и ловкость по сравнению с другими двигательными способностями – самые генетически обусловленные двигательные способности, которые мало поддаются тренировке, поэтому детский и подростковый возраст – самый благоприятный для их развития. Проведено много научных исследований, в которых делаются попытки пытаясь выяснить, в каком возрасте лучше всего тренировать быстроту и ловкость, но пока они не увенчались успехами. Поэтому научная проблема весьма актуальная, исследовав широкую выборку юных баскетболистов (7–17 лет), можно будет установить благоприятные возрастные промежутки для развития свойств быстроты и ловкости.

Холм [19] выделяет два лучших периода для выработки быстроты и ловкости: для развития скорости – 12-14 лет, для быстроты с изменением направления движения – 13 лет, для выносливости и быстроты – 15 . Виру и др. [35], Балый, Уильямс [7], Стаффорд [7] утверждают, что мальчикам тренировать быстроту лучше всего в двух возрастных промежутках: в 7–9 и в 13–16 лет; Бормс [9] установил, что лучше всего вырабатывать быстроту у 8-летних мальчиков и подростков 12–15 лет; Малина, Бошар, Бар-Ор [26] считают, что успешнее тренировки проходят с 5–8 и 13–17-летними. Касперсон, Перейра, Курран [26] утверждают, что лучшее время для тренировки быстроты и ловкости – 7–11 лет, потому что после 16–17 лет  показатели начинают ухудшаться.

Цель исследования – установить самые благоприятные возрастные промежутки для развития быстроты и ловкости в подготовке юных баскетболистов 7-17 лет.

Организация и методы исследования. Выборку исследования составляют 1097 юных баскетболистов 7-17 лет из баскетбольного центра А. Сабониса. В состав испытуемых вошли дети 11 различных возрастных групп: 7 лет (n = 41), 8 лет (n = 48), 9 лет (n = 46), 10 лет (n = 94), 11 лет (n = 148), 12 лет (n = 117), 13 лет (n = 143), 14 лет (n = 206), 15 лет (n = 111), 16 лет (n = 71), 17 лет (n = 72). Характеристика антропометрических показателей испытуемых юных баскетболистов представлена в таблице. Исследование проводили во время соревновательного периода 2004, 2005, 2006, 2009 гг. Применяли метод тестирования, при помощи которого оценивали двигательные способности юных баскетболистов 7–17 лет: быстроту (бег на 20 м с высокого старта), ловкость (Иллинойский тест).

Антропометрические показатели, а также показатели быстроты и ловкости испытуемых

Возраст, лет

7,28 ± 0,21

8,48 ± 0,21

9,52 ± 0,20

10,57 ± 0,18

11,45 ± 0,27

12,44 ± 0,25

13,54 ± 0,20

14,33 ± 0,29

15,53 ± 0,29

16,48 ± 0,24

17,44 ± 0,26

Антропометрические показатели

Рост, см

128,5 ± 6,82

134,4 ± 6,28

141,0 ± 4,71

146,1 ± 6,18

151,0 ± 6,83

159,7 ± 7,84

167,2 ± 9,12

173,7 ± 8,99

182,3 ± 8,47

185,7 ± 7,93

189,1 ± 7,01

Масса тела, кг

28,4 ± 5,15

30,7 ± 5,72

34,2 ± 5,43

37,3 ± 6,48

41,5 ± 7,81

47,5 ± 9,26

52,8 ± 11,00

59,3 ± 11,57

68,7 ± 11,73

73,9 ± 10,14

77,9 ± 8,96

Показатели тестов

Бег на 20 м с высокого старта, с

4,29 ± 0,29

4,15 ± 0,19

3,96 ± 0,19

3,72 ± 0,17

3,69 ± 0,17

3,65 ± 0,19

3,48 ± 0,20

3,35 ± 0,19

3,25 ± 0,18

3,11 ± 0,14

3,02 ± 0,15

Иллинойский тест на ловкость, с

22,63 ± 2,05

21,33 ± 0,93

21,18 ± 1,22

20,24 ± 0,74

20,12 ± 1,21

19,06 ± 0,77

18,35 ± 0,81

17,74 ± 0,63

17,62 ± 0,72

17,34 ± 0,57

16,98 ± 0,59

Результаты исследования и их обсуждениеВсе расчеты статистического анализа производили с использованием пакета 19 программ Office Exel 2003 и IBM SPSS Statistics. Были рассчитаны среднее арифметическое, стандартное отклонение, значимость разницы средних показателей в соответствии с t-критерием независимости выборки Стьюдента. При оценке надежности результатов принимаемый уровень значимости равнялся p ≤ 0,05 (95% надежности). Для определения связи между показателями рассчитывали коэффициенты корреляции Пирсона (r). Принималось, что p < 0,01, когда r = 0,40–0,69; p < 0,001, когда r = 0,70–0,89 [23]. При сравнении разных тестов в разных возрастных группах, изменение показателей телосложения оценивали по степени влияния (ES) [13, 21], степень влияния – по шкале Хопкинса [20] (< 0,2 тривиальная; 0,2–0,6 низкая; 0,6–1,2 средняя; 1,2–2,0 высокая; 2,0 > очень высокая).

Быстрота. Максимальное изменение показателей быстроты юных баскетболистов в возрасте 7–17 лет (бег на 20 м с высокого старта) установлен в 8–9–10 (ES = 0,60–1,00–1,33, p < 0,05) и 13–14–15–16–17 лет (ES = 0,87–0,67–0,60–0,88–0,62, p < 0,001), когда степень влияния была средней или высокой по сравнению с баскетболистами на год младшими (pис. 1). При оценке полученных нами и представленных другими учеными результатов данного теста установлено, что во всех возрастных группах они продемонстрировали уровень хорошей или очень хорошей подготовленности [6, 32]. Средние показатели обследованных нами игроков были лучше или схожи с представленными другими учеными средними показателями этого теста у баскетболистов разного возраста: 9-летних – 4,30 с, 10-летних 3,86 с, 11-летних – 3,81 с, 12-летних – 3,60 с, 13-летних – 3,46 с, 14-летних – 3,34 с [10], 13–14-летних – 3,32–3,46 с [12], 14-летних – 3,27 с [1], 15-летних – 3,00 с [17] и 3,18 с [28], 16-летних – 3,12–3,25 с [18], 3,22 с [15], 3,20 с [29], 3,15 с [16], 17-летних – 3,08 с [16], 14–17-летних – 3,04 с [31].

 

 

 

Рис. 1. Динамика бега на 20 м с высокого старта (с) у юных баскетболистов.

Примечание. * – p < 0,05; *** – p < 0,001 – статистически-значимая разница по сравнению с баскетболистами на год моложе; # – 0,60–1,19 – средняя; ## – 1,2–2,00 – высокая (степень влияния – ES)

Ловкость. При оценке ловкости по показателям Иллинойского теста было установлено, что у мальчиков лучше всего тренировать ловкость в следующих возрастных диапазонах: в 8 (ES = 0,87, p < 0,001), 10 (ES = 0,94, p < 0,001), 12–13–14 (ES = 1,07–0,90–0,85, p < 0,001) и 17 лет (ES = 0,62, p < 0,01) (pис. 2). Ученые мало исследовали ловкость на основании Иллинойского теста, однако показатели наших юных баскетболистов 16-17 лет в сравнении с баскетболистами 19 лет  (16,5–17,49 s) [5] соответствуют хорошему уровню подготовки.

 

 

Рис. 2. Динамика Ииллинойского теста на ловкость юных баскетболистов (с.)

Примечание. ** – p < 0,01; *** – p < 0,001 – статистически-значимая разница по сравнению с баскетболистами на год молже; # – 0,60-1,19 – средняя (степень влияния – ES)

В ходе исследования нами было также установлено, что быстрота и ловкость имеют сильную корреляционную связь в 7, 10, 12 и 14–17 лет (p < 0,001), среднюю корреляционную связь – в 8–9,11,13 лет (p < 0,01) (pис. 3).

 

 

Рис. 3. Корреляционная связь (коэффициент Пирсона) быстроты и ловкости у юных баскетболистов

Изменение показателей быстроты и ловкости у детей и подростков обусловлено индивидуальным ростом и созреванием [8, 12, 26, 27]. На подготовке баскетболистов с точки зрения быстроты и ловкости могли сказаться и применяемые разными тренерами не совсем одинаковые программы тренировок [3, 4, 24, 34].

Заключение. Нами установлено, что быстрота и ловкость у юных баскетболистов 7–17 лет особенно благоприятно развивались в двух возрастных периодах: быстрота в 8–10 и 13–17 лет, ловкость – в 8–10, 12–14 и 17 лет.

С учетом того что хронологический возраст детей и подростков, образующих возрастные группы играющих в баскетбол, может быть одинаковым, однако они могли отличаться по степени биологического созревания, поэтому ловкость и быстроту с  7 до 17 лет рекомендуется тренировать постояно, акцентируя развитие быстроты в 8–10 и 13–17 лет, а ловкости в 8–10, 12–14 и 17 лет. Кроме того, рекомендуется тренировать быстроту и ловкость совместно с тренировкой специфических, характерных для баскетбола действий игроков с мячом и без него.

 

Литература

  1. Жeлeзняк Ю. Баскетбол: noypoчнaя yчeбнaя npoгpaммa для дemcкo-юнoшеcкиx cnopmuвныx шкoл / ю. Жeлeзняк, и. Boдиниковa, B. Гaптoв, B. лeвин. M.: Cпopткoмитeт CCCP, 1984.

Информация для связи с автором: k.matulaitis@lkka.lt