Применение иппотерапевтических и иппопедагогических идей в физической реабилитации

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидаты биологических наук, доценты В.К. Климова, А.В. Посохов
Кандидаты педагогических наук, доценты Я.А. Стрелкова, М.В. Шимохина
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

Ключевые слова: иппотерапия, физическая реабилитация, инвалиды.

Ведение. Медицинская статистика свидетельствует о снижении интегрального индекса здоровья общества и росте числа инвалидов вследствие возрастания общей заболеваемости. С каждым годом увеличивается число инвалидов детства и особенно детей до 16 лет. Люди с ограниченными возможностями составляют около 6% всего населения земного шара. Неблагоприятной особенностью указанных процессов является их масштабность и инерционность. Общее число инвалидов в России, определяемое по международной методике подсчета лиц, находящихся на учете в гражданских органах социальной защиты населения, должно составлять немногим более 10 млн человек. Однако в настоящее время в России насчитывается более 13 млн людей, имеющих инвалидность (9% населения страны), причем 80о из них инвалиды I и II групп. Ежегодно инвалидами становятся около 1 млн человек, причем многие – в трудоспособном возрасте [7].

На 1 января 2011 г. в России насчитывалось 13 209 тыс. инвалидов, в том числе 541 тыс. – детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальную пенсию [8]. Таким образом, в Российской Федерации отмечается серьезное неблагополучие в здоровье россиян: сверхсмертность; низкая рождаемость; высокая распространенность социально значимой и социально обусловленной патологии; проблемы репродуктивного здоровья; рост инвалидности с выраженными ограничениями возможностей. Ухудшение здоровья россиян связывается со многими факторами: экологическим «утомлением», ростом перинатальных и детских болезней, «омоложением хронических болезней», усиливающейся хронизацией соматических болезней, появлением новых патологических симптомов, состояний и болезней, особенностью патогенеза, ускорением темпов старения и наличием хронического стресса.

Наибольшую сложность для проведения реабилитационного процесса представляют люди с множественными нарушениями. Независимо от того, врожденные это нарушения или они были приобретены в результате несчастного случая, этим людям необходима специальная помощь. Для многих заболеваний до сих пор не существует какого-то «единственного» метода терапии, и в таких случаях следует искать новые подходы к лечению или к улучшению состояния больных.

Культурологический, психологический, педагогический, медицинский интерес к взаимодействию человека с лошадью устойчиво сохранялся в мировой культуре с эпохи античности. Практически у всех народов существовал культ лошади как древнейшего верного друга человека. Многие выдающие мыслители обращали внимание на лечебные, педагогические и психологические эффекты верховой езды.

В ХХ в. в силу объективных причин научный интерес был сосредоточен на использовании лошади в лечебных целях, что обусловило возникновение нового направление – иппотерапии – в практике комплексной реабилитации детей-инвалидов в учреждениях различных типов и видов.

Иппотерапия (от греч. – hippos – лошадь) – наиболее употребляемый и самый объемный по своему содержанию термин, широко используемый в России. Этот термин применяется для обозначения любых способов использования лошади при работе с инвалидами и больными людьми [14].

Целью физической реабилитации с использованием иппотерапии являются психологическая целостность и социальная интеграция человека с физическими, психическими или психологическими нарушениями, который самостоятельно не может преодолеть свои трудности или их последствия. Многие аспекты верховой езды используются как педагогическое средство. Адаптивная верховая езда, во время которой пациент выполняет на лошади специальные упражнения, является методом активного воздействия. Выбор нужного метода зависит от тяжести нарушений и продолжительности лечения. На сегодняшний день, учитывая рекомендации, основные положения и взгляды ряда авторов, специалистов в области применения методики иппотерапии (М.Ш. Лория, А. Певцов, Н. Луколи, Г.Л. Мамонов, И. Штраус, А. Kroger, V. Luhmann и др.), а также опыт специалистов-практиков В. Мишин, Л.К. Грачев, И.Ю. Казаченко, Н.С. Роберт, А.И. Денисенко, Е. Paalraann и др.), можно считать научно доказанным тот факт, что верховая езда дает импульс гармоничному развитию мышечного корсета, координации движений, развивает чувство равновесия и помогает человеку с особыми потребностями адаптироваться в социуме.

Изучение современных психолого-педагогических материалов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время продолжается процесс распространения иппопедагогических и иппотерапевтических идей в образовательных и реабилитационных системах разных стран (в том числе в России). Иппотерапия нашла широкое применение в практике физической реабилитации, специальной педагогики, образования, в современных концепциях развития физической культуры и спорта [1, 10, 12].

Согласно концепции Ц.Ш. Чхиквишвили и соавторов [11] в процессе иппотерапии соприкасаются лошадь и больной ребенок, имеющие различные психофизиологические характеристики, что создает прочную основу для внутренней мобилизации больного. Основополагающим является то, что ребенок регулирует все подсознательно, посредством перманентного возбуждения центров торможения, что обусловлено феноменом страха перед огромным животным и возможностью падения.

В процессе реабилитации на «живом тренажёре» больной постепенно начинает сознательно ставить для себя определенную цель, т.е. появляется соотношение реальных действий и полученных результатов, на основе чего возникает самоконтроль, так как это взаимозависимый процесс, построенный на обратной биологической связи – biofeedback [2].

Взаимодействие пациента и лошади, обусловленное биомеханикой верховой езды, заключается в том, что туловище всадника при верховой езде на шагу лошади выполняет те же движения, что и при ходьбе, а ноги всадника автоматически «выключаются» из антигравитационной системы. При этом позвоночник непосредственно контактирует со спиной лошади и центры тяжести всадника и лошади на различных аллюрах совпадают. Все это создает необходимые условия для принятия ребенком правильной позы [9]. При этом происходит оптимизация активности мышц, обеспечивающих возможность удержания головы по отношению к туловищу, что приводит к перераспределению мышечного тонуса и снижению спастичности пораженной мускулатуры. Во время занятий иппотерапией велико значение ритмичных колебаний, возникающих при движении лошади, что приводит к разведению бедер. Чередование изометрических и изотонических мышечных сокращений воздействует на все мышечные группы позвоночника и способствует созданию мышечного корсета вокруг него.

На шагу лошадь обеспечивает передачу импульсов правильного движения туловища в центральную нервную систему, что приводит к воспитанию и формированию правильных двигательных навыков при стимуляции адекватных ответных рефлекторных реакций сохранения равновесия. Создается индивидуальная гравитационная система, которая способствует развитию новых постуральных рефлексов и расширению проприоцептивной афферентации с последующим развитием нового двигательного стереотипа [13].

 На кафедре медико-биологических основ физической культуры НИУ «БелГУ» в течение ряда лет проводятся исследования влияния занятий иппотерапией на различные физиологические системы организма, психоэмоциональный статус наездников и биоэнергетический баланс в системе «всадник–лошадь». Наибольшие и статистически достоверные отличия установлены при исследовании параметров кардиореспираторной, вегетативной и вестибулярных систем, изменений эмоционального фона и энергетического баланса у детей с выраженными проявлениями детского церебрального паралича (ДЦП) [3, 4]. Вероятно, в данном случае ведущее значение играют такие иппотерапевтические факторы, как биомеханический и температурный. Отмечены тенденции к улучшению изучаемых показателей у детей с компенсированной формой сахарного диабета I типа. Следует заметить, что концентрация глюкозы в крови по окончанию цикла занятий иппотерапией в конце занятия снижалась от верхнего предела, позволяющего заниматься физическими упражнениями, до нормы [5]. По мнению членов иппотерапевтической группы, в данном случае ведущая роль принадлежит эмоциональной составляющей занятий, связанной именно с общением с лошадью, так как в интеллектуальном и физическом плане дети были сохранны. Проведены исследования, посвященные анализу влияния иппотерапевтических факторов на здоровых детей и студенческую молодежь [6], в которых подтверждена положительная направленность физиологических и психоэмоциональных сдвигов у всадников.

Таким образом, иппотерапия является широко практикуемой во всем мире неинвазивной, немедикаментозной технологией, с помощью которой не только корректируются физические недуги и недостатки, но и оказывается уникальное оздоровительное воздействие на все функции организма.

Литература

  1. Адаптивная (реабилитационная) верховая езда: учеб. пособие университета Paris-Nord / пер. с франц. – М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2003. – 200 с.
  2. Ионатамишвили Н.И. Cовременный подход в развитии моторного восприятия методом иппотерапии у детей с церебральным параличом: матер. V Межрегион. конф. «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы» / Н.И. Ионатамишвили, Х.З. Саганелидзе, М.Ш. Лория, Л.Н. Авалиани, И.Т. Ушверидзе. – СПб. НФ ЛВЕ и ИКС, 2012. – С. 24–31.
  3. Климова В.К. Влияние адаптивной верховой езды на механизмы вегетативной регуляции ритма сердца у детей с детским церебральным параличом / В.К. Климова, А.В. Посохов, В.Д. Буханов, Н.А. Лукьянов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 3. – С. 47–49.
  4. Климова В.К. Особенности реабилитации инвалидов с использованием иппотерапии / В.К. Климова, А.В. Посохов, В.Д. Буханов, Н.А. Лукьянов // Культура физическая и здоровье. – 2009 – № 1. – С. 76–77.
  5. Климова В.К. Физическая реабилитация больных сахарным диабетом методом иппотерапии / В.К. Климова, Я.А. Стрелкова, М.В. Климова // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 10. – С. 34.
  6. Климова М.В. Влияние занятий верховой ездой на биоэнергетический статус организма юных всадников / М.В. Климова, В.К. Климова, А.В. Посохов, Л.И. Науменко, Н.А. Лукьянов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 5. – С. 34–38.
  7. Климова В.К. Теоретические основы использования иппотерапии в процессе физической реабилитации / В.К. Климова, А.В. Посохов, Н.А. Лукьянов. – Белгород, БелГУ. – 2008. – 73 с.
  8. Орлова Г.Г. Медико-социальная характеристика пациентов базового и других реабилитационных центров (РЦ) на основе ЛВЕ с ИКС в РФ: матер. V Межрегион. конф. «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы» / Г.Г. Орлова, И.Е. Лукьянова, А.И. Денисенков, А.А. Дагаева. – СПб.: НФ ЛВЕ и ИКС, 2012. – С. 6–12.
  9. Сладкова Н.А. Терминология, обозначающая использование лошади в различных сферах терапевтической и реабилитационной деятельности / Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы: матер. I Межрегион. конф. / Н.А. Сладкова. – СПб.: Политехнический университет. – 2008. – С. 32–39.
  10. Устинова Е.В. Анализ применения и перспективы развития иппотерапевтических и иппопедагогических идей в России и за рубежом: Матер. V Межрегион. конф. «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы». – СПб.: НФ ЛВЕ и ИКС, 2012. – С.14–19.
  11. Чхиквишвили Ц.Ш. Верховая езда в лечении некоторых форм ДЦП: матер. 2-го съезда по лечеб. физкультуре и спорт. медицине ГССР / Ц.Ш. Чхиквишвили, Т.К. Жоржоладзе, Н.Д. Качарава. – Тбилиси, 1986. – С. 46–48.

Информация для связи с автором: klimova@bsu.edu.ru