Спортивный латеростресс (научная гипотеза)
Фотографии:
ˑ:
Доктор биологических наук, доктор педагогических наук, профессор К.Д. Чермит
Доктор биологических наук, профессор А.В. Шаханова
Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Заболотний
Адыгейский государственный университет, Майкоп
Доктор биологических наук, профессор А.В. Шаханова
Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Заболотний
Адыгейский государственный университет, Майкоп
Ключевые слова: гармоническая пара «симметрия/асимметрия», мануальная асимметрия, латеральная доминанта, декстрастресс, принцип учета латеральности, спортивная тренировка.
Введение. Методологическими основаниями представляемой концепции являются принцип самоорганизации организма и системно-симметрийный метод изучения сложных явлений, в силу чего их следует кратко представить. Ведущее условие самоорганизации – это принцип саморегуляции.
Суть принципа заключается в том, что отклонение того или иного результата деятельности функциональных систем от уровня, определяющего нормальную жизнедеятельность организма, само по себе служит причиной мобилизации всех компонентов системы и усиления их взаимодействия. Вся деятельность функциональной системы направлена на возвращение измененного состояния к уровню, определяющему оптимальное течение процессов жизнедеятельности.
Более того, доминантой саморазвития и самоорганизации системы, даже при ведущей роли внутренних факторов, выступает противоречие между системой и окружающей средой [7]. Развитие может быть удовлетворено либо структурными, либо функциональными перестройками.
Литература
- Безруких, М.М. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков / М.М. Безруких, Л.Е. Любомирский. – М.: Образование от А до Я, 2000. – 319 с.
- Бердичевская, Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества / Е.М. Бердичевская // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 9. – С. 21–26.
- Блейхер, В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М. Блейхер, И.В. Крук. – Интернет-ресурс http://vocabulary.ru/ictionary/28/word/dekstrastres.
- Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. – М.: Медицина, 1988. – 366 с.
- Равич-Щербо, И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / И.В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика, 1988. – 159 с.
- Семирицкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе / Э.Г. Семирицкая. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 397 с.
- Хомская, Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Д. Хомская (и др.). – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 281 с.
- Чермит, К.Д. Симметрия, гармония, адаптация / К.Д. Чермит. Е.К. Аганянц. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. – 304 с.
Информация для связи с автором: zabolotniy-tol1@yandex.ru
Поступила в редакцию 03.06.2014 г.