Анализ влияния занятий спортом в режиме секций на функциональное состояние нервной системы студентов
Фотографии:
ˑ:
Кандидат биологических наук Т.Г. Петрова
Кандидат биологических наук Н.Н. Хасанова
Кандидат биологических наук С.С. Гречишкина
Доктор медицинских наук А.А. Агиров
Адыгейский государственный университет, Майкоп
Кандидат биологических наук Н.Н. Хасанова
Кандидат биологических наук С.С. Гречишкина
Доктор медицинских наук А.А. Агиров
Адыгейский государственный университет, Майкоп
Ключевые слова: нервная система, нейрофизиологический статус, студенты-футболисты, студенты-баскетболисты.
Введение. Постоянное усложнение программ обучения в вузах, внедрение компьютерных технологий приводят к интенсификации процесса обучения и, естественно, предъявляет повышенные требования к организму студентов. Известно, что в течение учебного года центральная нервная система (ЦНС) студента испытывает чрезвычайно большую нагрузку [1, 2]. Основная причина этого явления – хронический стресс, связанный с высокими информационными нагрузками в условиях повышенного психоэмоционального напряжения, постоянного дефицита времени [4, 9]. Двигательная активность – одно из существенных условий формирования и совершенствования механизмов адаптации, в том числе и к умственным нагрузкам.
Существующая в настоящее время система образовательного процесса в вузах не позволяет полностью компенсировать общий дефицит двигательной активности, поэтому особое значение в этих условиях приобретают занятия массовым спортом. В зависимости от рациональности применения физическая активность может выступать как оптимизирующий или как дизадаптирующий фактор [2, 6]. В связи с этим важно выяснить, какое влияние оказывают занятия в спортивных секциях на функциональное состояние ЦНС, поскольку успешность выполнения как двигательной, так и учебной деятельности определяется в первую очередь ее текущим функциональным состоянием [2].
Литература
- Агаджанян, Н.А. Качество и образ жизни студенческой молодежи / Н.А. Агаджанян, И.В. Радыш // Экология человека. – 2009. – № 5. – С. 3–8.
- Ахмедова, О.О. Психофизиологическое состояние студентов-первокурсников с разным уровнем двигательной активности / О.О. Ахмедова, Г.О. Овезгельдыева, А.Г. Григорьян // Физиология человека. – 2011. – Т. 37. – № 5. – С. 84–90.
- Балюк, В.Г. Взаимосвязь и значимость основных нейродинамических характеристик спортсменов различной специализации и квалификации: автореф. дис. ... канд. биол. наук / В.Г. Балюк. – Архангельск, 2009. – 20 с.
- Гречишкина, С.С. Интегральный анализ функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов, занимающихся футболом в спортивной секции / С.С. Гречишкина, М.Н. Силантьев, Е.А. Иванцов // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 8. – С. 56–61.
- Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
Информация для связи с автором: zabolotniy-tol1@yandex.ru
Поступила в редакцию 03.06.2014 г.