Взаимосвязь когнитивных способностей с показателями соревновательной успешности юных борцов

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор Ю.Г. Мартемьянов1
Доцент В.Б. Любимов2
1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
2Екатеринбургский институт физической культуры (филиал), Екатеринбург

Цель исследования – определить взаимосвязь между общими когнитивными способностями (избирательное внимание, когнитивная гибкость, рабочая память) и специфическими показателями соревновательной успешности в греко-римской борьбе.
Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте были задействованы два тренера и 30 юных борцов (греко-римская борьба) в возрасте 7-8 лет (7±0,4 года), родители которых предоставили письменное согласие на участие детей в организуемом тестировании: в начале педагогического эксперимента – на его констатирующем этапе (октябрь 2023 г.) и по его окончании – на контрольном этапе (февраль 2024 г.). Тестирование участников включало в себя раздаточный материал и инструментарий оценки результатов прохождения теста Мюнстерберга (диагностика избирательности внимания), теста «Запомни рисунки» по Р.С. Немову (диагностика рабочей памяти) и теста Струпа (диагностика когнитивной гибкости).
Результаты исследования и выводы. Получены данные, свидетельствующие о наличии значимой достоверной взаимосвязи между когнитивными способностями борцов и их соревновательной успешности. Результаты исследования могут служить основанием для продолжения исследования с целью установления других факторов, например, мотивации и кинетических способностей, влияющих на повышение соревновательной производительности борцов и систему оценки в спортивном отборе перспективных спортсменов. Практическая значимость достигнутых результатов обусловлена повышением прогностической точности отборочных мероприятий и, как следствие, соревновательной результативности спортсменов в поединках. Ориентация на достижение результата также может содержать компонент, связанный с когнитивной способностью принимать решения, позволяя ему делать оптимальный выбор, соответствующий собственной системе ценностей и ожиданиям, что может быть темой следующего нашего исследования.

Ключевые слова: спортивная борьба, спортивный отбор, начальный этап, когнитивные способности, соревновательная производительность.

Литература

  1. Большаков В.В. Идентификация персонифицированных технических действий у борцов греко-римского стиля на основе объективизации профессионального выбора тренеров / В.В. Большаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2023. – № 3. – С. 43-45. EDN ZWFRZF.
  2. Ким Т.К. Организация и содержание педагогического контроля в спортивных единоборствах и игровых видах спорта на примере дзюдо, самбо, каратэ, хоккея с шайбой / Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко, Ч.Т. Иванков и др.; Московский педагогический государственный университет. М: Московский педагогический государственный университет, 2022. – 236 с. ISBN 978-5-4263-1081-0. DOI 10.31862/9785426310810. EDN AIRLSH.
  3. Марьин А.А. Шахбокс как вид спорта и средство формирования интеллектуальных и физических способностей у спортсменов, занимающихся единоборствами / А.А. Марьин, Г.В. Сытник, В.П. Сорокин и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 11 (225). – С. 244-249. DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.11.pp. 244-249. EDN UXRESU.
  4. Санжаров В.А. Современные тенденции спортивной психологии в российском обществе // Вопросы политологии. – 2023. – Т. 13. – № 2 (90). – С. 859-865. DOI 10.35775/PSI.2023.90.2.041. EDN PZAMJI.
  5. Тамбовцева Р.В. Влияние дозированного голодания на функциональные и когнитивные способности спортсменов высокой квалификации / Р.В. Тамбовцева, И.А. Никулина, В. В. Волков и др. // Физическая реабилитация и спортивная медицина: наука и практика: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 23–24 мая 2023 года. М: Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», 2023. – С. 335-341. EDN VWIEZA.