Адаптация тренировочного процесса: современные методы для баскетболистов с нарушением слуха
ˑ:
Аспирант И.Н. Северин1, 2
Кандидат педагогических наук, профессор В.М. Баршай1
1Академия физической культуры и спорта Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
2Ростовский институт защиты предпринимателя, Ростов-на-Дону
Цель исследования – анализ и систематизация подходов, позволяющих создать эффективную и инклюзивную тренировочную среду для данной категории спортсменов.
Методика и организация исследования. В статье проанализированы литература по адаптивному спорту и сурдопедагогике, выявлены и систематизированы методы адаптации тренировочного процесса, включая коммуникацию и визуальные сигналы.
Результаты исследования и выводы. Показано, что эффективная адаптация тренировочного процесса требует комплексного подхода, учитывающего особенности коммуникации, восприятия и психологической устойчивости спортсменов. Ключевыми факторами успеха являются использование визуальных методов обучения, освоение тренерами невербальных средств общения, применение современных технологий, таких как видеоуроки и наглядные пособия. Особое значение имеет психологическая подготовка, направленная на развитие концентрации, стрессоустойчивости и формирование позитивного настроя. В работе подчеркивается роль тренера в создании инклюзивной среды и адаптации тренировочных методик. Рекомендуется заменять звуковые сигналы визуальными маркерами, использовать наглядные пособия и обеспечивать психологическую поддержку спортсменов. Непрерывное образование тренеров в области сурдопедагогики и изучения жестового языка также признано важным аспектом успешной адаптации.
Ключевые слова: адаптация, тренировочный процесс, баскетболисты с нарушением слуха, визуальные сигналы, психологическая подготовка.
Литература
- Баршай В.М. Анализ состояния проблемы психолого-педагогического сопровождения спортсменов-подростков, имеющих нарушения слуха / В.М. Баршай, И.Н. Северин // Успехи гуманитарных наук. – 2024. – № 4. – С. 152-160.
- Красникова О.С. Категории игровой коммуникации в соревновательной деятельности юных баскетболисток / О.С. Красникова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – № 6. – С. 302-307.
- Малахова А.Н. Особенности невербальной коммуникации у детей с нарушениями интеллекта: автореферат дис. ... канд. псих. наук: 19.00.04 / А.Н. Малахова // Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России. Санкт-Петербург, 2019. – 21 с.
- Москвин В.А. Метод аудиовизуальной стимуляции как способ психофизиологической подготовки спортсменов / В.А. Москвин, Н.В. Москвина // Спортивный психолог. – 2009. – № 3. – С. 54-59.
- Северин И.Н. Применение цифровых технологий в баскетболе / И.Н. Северин // Цифровая трансформация в науке, образовании и спорте: Сборник статей. Краснодар: ФГБОУ ВО «КГУФКСТ», 2023. – С. 65-66.
- Секованич М. Аспекты использования невербальных средств общения в работе тренера / М. Секованич // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. – 2020. – № 3 (39). – С. 80-86.
- Шелкова Л.Н. Особенности технической подготовки баскетболисток с нарушениями слуха / Л.Н. Шелкова, А.В. Зюкин, А.А. Головко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2 – (180). – С. 462-465.
- Marta, Sylvia, Del, Rio, Guerra. (2023). Recent Developments in Haptic Devices Designed for Hearing-Impaired People: A Literature Review. Sensors, 23(6):2968-2968. doi: 10.3390/s23062968.