Влияние выбора вида двигательной активности для студентов с отклонениями в состоянии здоровья на их физическую подготовленность

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Устинова1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Ярчиковская2
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Миронова2
И.Л. Бондарчук1

1Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – изучение влияния свободного выбора студентами СМГ учебных занятий по плаванию на их физическое состояние.
Методика и организация исследования. В опросе приняли участие 248 студентов 1-го и 2-го курсов СМГ (138 юношей и 110 девушек), занимающиеся оздоровительным плаванием на специализации «Оздоровительные технологии». На основании результатов социологического опроса студентов СМГ об их отношении к оздоровительному плаванию подобраны по объему и интенсивности комплексы специальных упражнений.
Результаты исследования и выводы. В ходе изучения специализации «Оздоровительные технологии» разработана и реализована на учебных занятиях методика поэтапного обучения плаванию студентов СМГ, имеющих нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата. Представлен комплекс блоков, включающий комплексы упражнений разнонаправленного характера, обеспечивающие восходящую динамику роста тестовых показателей. Определены ценностные ориентации свободного выбора студентами занятий оздоровительным плаванием, высокий уровень мотивации к учебным занятиям и степень удовлетворенности личными результатами.

Ключевые слова: плавание, студенты, тест Купера, физическая подготовленность, функциональные возможности.

Литература

  1. Волкова Л.М. Формирование коммуникативных навыков у студентов вузов средствами плавательной подготовки / Л.М. Волкова, О.В. Миронова, Л.В. Ярчиковская, А.В. Шаронова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 1. – С. 62-64.
  2. Григорьев В.И. Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы / В.И. Григорьев, О.В. Миронова, А.В. Токарева и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. – 2016. – № 2. (132). – С. 67-71.
  3. Дрогомерецкий В.В. Коррекция нарушений осанки у студентов средствами оздоровительного плавания / В.В. Дрогомерецкий, А.А. Третьяков, Г.Л. Нестеренко, П.П. Кондратенко // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 7. – С. 39-41.
  4. Зуйкова Е.Г. Влияние занятий плаванием на функциональное состояние студентов специального отделения / Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма, О.Н. Устинова // Физическая культура и спорт в профессиональном образовании: Межвузовский сборник научно-методических работ / Под редакцией В.А. Щеголева. – Санкт-Петербург: СПбПУ. – 2020. – С. 114-117.
  5. Лукьянова Л.М. Оздоровительное плавание как средство укрепления здоровья и повышения работоспособности студентов / Л.М. Лукьянова // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: сборник научных трудов. – Нижневартовск, 2019. – С. 268-270.
  6. Миронова О.В. Методика начального обучения основным способам плавания студентов специальных медицинских групп / О.В. Миронова, О.Н. Устинова, Л.В. Ярчиковская, А.В. Токарева, А.Г. Мерзлов // Фитнес в системе непрерывного физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России: Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.Г. Сайкиной, Г.Н. Пономарева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С. 241-246.
  7. Миронова О.В. Программа тренировок для девушек-первокурсниц, осваивающих раздел самостоятельной работы дисциплины «Физическая культура и спорт» / О.В. Миронова, К.В. Булавченко, А.В. Шаронова и др. // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 12. – С. 82-84.
  8. Миронова О.В. Физическая подготовленность студентов с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата / О.В. Миронова, А.В. Токарева, К.Н. Дементьев // Архитектура. Строительство. Транспорт: материалы 71-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета. – Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. – С. 145-148.
  9. Миронова О.В. Подводящие упражнения и методика начального обучения брассу студентов специальных медицинских групп / О.В. Миронова, О.Н. Устинова, Л.В. Ярчиковская, А.В. Токарева, А.Г. Мерзлов // Фитнес в системе непрерывного физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России: Сборник материалов VI  Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. Е.Г. Сайкиной, Г.Н. Пономарева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С.246-252.