Механизмы профессиональной самоактуализации студенток-спортсменок технического вуза

ˑ: 

К.А. Ацута
Московский государственный университет спорта и туризма, Москва

Цель исследования – теоретически обосновать модель развития профессиональной самоактуализации студенток технического вуза в условиях физкультурно-спортивной деятельности.
Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе технического вуза, в котором принимали участие студентки, занимающиеся волейболом. В основу модели положены данные самоактуализационного теста САТ и теста «Самооценка развития ключевых компетенций», что позволило выделить ключевые компоненты и компетенции, влияющие на профессиональную самоактуализацию.
Результаты исследования и выводы. Модель включает компоненты самоуправления, самообразования, организационно-деятельностные, организационно-управленческие навыки и навыки профессионального взаимодействия. Выбранные образовательные технологии, такие как интерактивные методы и рефлексивные практики, позволяют экспериментально доказать эффективность в развитии этих компетенций.
Модель учитывает индивидуальные особенности и специфику обучения в техническом вузе, подчеркивая роль спорта в формировании ключевых навыков. Ее внедрение способствует успешному профессиональному становлению и адаптации студенток к требованиям рынка труда.

Ключевые слова: профессиональная самоактуализация, студентки технического вуза, волейбол.

Литература

  1. Адамова Л.Е. Воспитательный процесс в современном вузе / Л.Е. Адамова, Л.М. Абдулова; Донской гос. аграрный ун-т. – Ростов н/Д, 2005. – 204 с.
  2. Большакова О.Н. Особенности развития самоактуализации студентов / О.Н. Большакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 7. – С. 27-31.
  3. Булыкина Л.В. Волейбол: учебник / Л.В. Булыкина, В.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2020. – 412 с.: ил.
  4. Головнева Е.В. К вопросу о профессиональном воспитании студентов в вузе / Е.В. Головнева, И.В. Сергиенко // Вестн. ВЭГУ. – 2012. – № 5. – С. 18-24.
  5. Ланских М.В. Самоактуализация личности студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки в системе ВПО / М.В. Ланских, Ю.Н. Гут, Д.Н. Сазонов // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 2. – С. 159-165.
  6. Лопатин Е.А. Педагогические аспекты самоактуализации студентов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Лопатин; РГУ. – Рязань, 2008. – 22 с.
  7. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу, под ред. Г. А. Балла, А. В. Киричука, Д. А. Леонтьева; пер. с англ. Г. А. Балла, А. П. Попогребского. – М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. – 498 с.
  8. Самаль Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: автореф. дис… канд. психол. наук / Е.В. Самаль. – Ярославль, 2008. – 24 с.