Особенности физической подготовленности и темпов развития двигательных способностей студентов разных годов обучения в вузе

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Ревенко
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Омск

Цель исследования – сравнительный анализ физической подготовленности и темпов развития двигательных способностей студентов 2007/2008 и 2022/2023 годов обучения.
Методика и организация исследования. Двигательные способности обучающихся изучались посредством измерения: мышечной силы (кистевая и становая динамометрия, кг), силовой выносливости (подтягивание на перекладине, количество раз), скоростно-силовой способности (прыжок в длину с места, см), скоростной способности (бег на 100 м, с), координационной способности (челночный бег 3х10 м, с), общей выносливости (бег на 3000 м в 2007 г. и бег на 1000 м в 2022 г.).
Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе в 2007/2008 учебном году тестировались 159 студентов (юноши) 1-го курса ФГБОУ ВО «СибАДИ». На втором этапе исследования в 2022/2023 учебном году тестировались 107 студентов (юноши) 1-го курса названного вуза.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что студенты, обучавшиеся в вузе 15 лет назад, отличались сравнительно более высоким уровнем мышечной силы, скоростной, скоростно-силовой и координационной способностей. Также данные студенты превосходили своих сверстников настоящего времени в темпах развития мышечной силы, силовой выносливости, скоростно-силовой и координационной способностей. Современная молодежь существенно уступает своим сверстникам пятнадцатилетней давности в физической подготовленности и темпах развития двигательных способностей. Сложившаяся ситуация, очевидно, связана с многочисленными факторами, среди которых противоречия, накопившиеся в организации системы физического воспитания.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные способности, уровни проявлений, темпы развития, обучающиеся разных лет, сравнительный анализ.

Литература

  1. Аршинник С.П. О готовности обучающихся технического вуза к выполнению нормативов комплекса ГТО / С.П. Аршинник, Е.К. Тонких, К. В. Малашенко // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». – 2023. – № 11. – С. 29–34.
  2. Зухов А.С. Взаимосвязь между уровнем физической подготовленности студентов и их вовлеченностью в систематические занятия физической культурой и спортом / А.С. Зухов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта». – 2022. – № 7. – С. 159–165.
  3. Зюрин Э.А. Тенденции развития физической подготовленности взрослого населения в фокусе показателей ВФСК ГТО / Э.А. Зюрин, А.П. Матвеев, Е.Н. Петрук и др. // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 11. – С. 49–51.
  4. Храмцов П.И. Оценка возможностей организма для сдачи норм ГТО у школьников Российской Федерации (по данным опроса учителей физической культуры) / П.И. Храмцов, Е.В. Разова, С.Н. Храмцова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 8. – С. 377-385.