Интеграция функциональных систем организма атлета и спортивной подготовки – залог достижения высокого спортивного результата

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Костромин3
Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Зиновьев4
Н.Д. Алексеева4

1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
2Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
3Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II, Санкт-Петербург
4Балтийский государственный Технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить интеграционный характер спортивной подготовки при рассмотрении организма атлета как  интегральной функциональной системы.
Методика и организация исследования. Проводился анализ и обобщение научно-методической литературы. Исследование велось в течение 2022-2024 гг. с помощью методов: анализ и обобщение литературы, дедукция, индукция, экстраполяция, контент-анализ.
Результаты исследования и выводы. Определено, что спортивная подготовка – это педагогическая ФС, функционирующая как саморегулирующийся и самоорганизующийся механизм поддержания гомеостаза в организме атлета и обеспечения его адаптации к физическим нагрузкам. Спортивная подготовка запускает в организме атлета: афферентный синтез, принятие решения, формирование акцептора результатов действия его образуют: тренированность как результат – обратная афферентация – сличение и оценка результата в акцепторе результатов действия – коррекция – новый результат уровень тренированности. Конечная цель всех системных процессов – достижение запрограммированного адаптивного результата.

Ключевые слова: функциональная система, интеграция, организменный уровень, спортивная подготовка.

Литература

  1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1980. – 160 с.
  2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1968. – 546 с.
  3. Руденко, Г.В. Методика определения психофизиологического потенциала организма / Г. В. Руденко, Ю.А. Дубровская, И.В. Бобров // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 4. – С.  8-10. – EDN YUTEWN.
  4. Судаков К.В.   Физиология. Основы и функциональные системы / К.В. Судаков, А.В. Котов, Т.Н. Лосева. – М.: Медицина. Ленинградское отделение, 2000. – 781 с.
  5. Судаков К.В. Общие представления о функциональных системах организма / К.В. Судаков // Основы физиологии функциональных систем / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1983. – С. 6-26.
  6. Судаков К.В. Избранные труды / К.В. Судаков. – М.: ГУ НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, 2007. – № 1. – 343 с.
  7. Философские аспекты теории функциональных систем. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. – М.: Наука, 1978. – С. 49-106.
  8. Фудин Н.А.  Анализ спортивной деятельности с позиции теории функциональных систем / Н.А. Фудин, Ю.Е Вагин // Сеченовский вестник. – № 3 (25). – 2016. – С. 34-45.
  9. Эшби У.Р. Введение в кибернетику / У.Р. Эшби. – М.: ИЛ,1959. – С. 788.
  10. Эшби У.Р. Конструкция мозга (Происхождение адаптивного поведения) / У.Р. Эшби. – М.: ИЛ, 1962. – 398 с.