Обобщение результатов экспертизы педагогических исследований по проблемам физической культуры и спорта

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей1
Доктор педагогических наук, профессор О.Г. Румба2
Доктор педагогических наук, профессор А.А.Горелов2, 3
Доктор педагогических наук, профессор А.А. Зайцев4
1Тюменский государственный университет, Тюмень
2Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
3Военная ордена Жукова академия войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург
4Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград

Цель исследования – анализ и обобщение результатов экспертизы диссертационных исследований по проблемам физической культуры и спорта, представленных в экспертный совет по педагогике и психологии ВАК РФ.
Методика и организация исследования. В статье представлен анализ диссертаций по научным специальностям 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка, 5.8.5. Теория и методика спорта, 5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура, которые прошли экспертизу в экспертном совете по педагогике и психологии за 2023 и 2024 годы. 
Результаты исследования и выводы. Проведенный анализ свидетельствует об интенсивном развитии исследовательских проблемных полей в рамках каждого паспорта научных специальностей, ставших самостоятельными всего три года назад. Снижение количества исследований за 2023 год связано, по мнению авторов, с процессом перерегистрации и открытия диссертационных советов, согласно новым паспортам специальностей, а также повышением требований к качеству и введением четких критериев доказательности научных исследования в области наук об образовании.

Ключевые слова: качество научных исследований; экспертиза; критерии доказательности; проблемные поля диссертационных исследований; типичные ошибки.

Литература

  1. Баранов В.Н. Структурно-тематический анализ диссертационных исследований, защищенных в 2020 г. по научной специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» / В.Н. Баранов, Л.В. Сафонов, Б.Н. Шустин, А.А. Горелов // Вестник спортивной науки. – 2022. – № 3. – С. 64-67. 
  2. Горелов А.А. Экспертиза диссертационных работ по проблемам физической культуры и спорта / А.А. Горелов, И.В. Манжелей, А.А. Зайцев, О.Г. Румба // Наука и спорт: современные тенденции. – 2024. – Т. 12. – № 1. – С. 129-135.
  3. Загвязинский, В. И. Общая панорама педагогического исследования по проблемам физической культуры и спорта / В.И. Загвязинский, И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 3. – С. 3-5. – EDN VPWEWF.
  4. Шустин, Б.Н. Анализ диссертаций по специальности 13.00.04 и перспективы развития научных исследований в сфере физической культуры и спорта / Б.Н. Шустин, А.А. Горелов // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 2. – С. 99-100. – EDN QBMXSA.
  5. Фельдштеин Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии / Д.И. Фельдштеин // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2008. – №1. – С. 3-12.