Гендерные особенности выбора копинг-стратегий студентами-спортсменами (на примере университета Бонга, Эфиопия)

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент С.В. Данилов1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.П. Шустова1
Бакалавр психологии Addisu Woldemichael Bongo2
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия
2Университет Бонга, Бонга (Эфиопия)

Цель исследования – выявление копинг-стратегий студентов-спортсменов Университета Бонга на основе учета их гендерных характеристик.
Методика и организация исследования. Научная работа выполнена на выборке студентов-спортсменов Университета Бонга (Эфиопия). В качестве теоретических методов применялись анализ научных работ и диагностических средств, синтез, обобщение. Эмпирическим методом выступил констатирующий эксперимент с применением англоязычных вариантов методик «Тест копинг-навыков спортсмена Р. Смита» и «Опросник С. Бем», определяющий гендерный тип личности.
Результаты исследования и выводы. Анализ научных источников позволил выделить области, направленные на изучение средств преодоления трудностей в различных видах спорта; факторов и методов регулирования психоэмоциональных состояний спортсменов; влияния их личностных качеств на результативность в спорте. Однако проблема исследования копинг-стратегий студентов-спортсменов с позиции гендерного анализа недостаточно изучена. В ходе эмпирического исследования установлено, что копинг-стратегии студентов-спортсменов во многом обусловлены типом гендера. Так, спортсмены-андрогины для преодоления трудностей демонстрируют умение ставить новые цели для спортивных достижений, опираясь на «уверенность и мотивацию», при этом они недостаточно «свободны от негативных переживаний». Феминные спортсмены выбирают личностные копинг-стратегии – «высшие достижения под воздействием стресса», «совладание с неприятностями», «уверенность в себе и мотивация достижения». Маскулинные спортсмены прибегают к инструментальным стратегиям – «концентрации» и «обучаемости». Результаты исследования могут использоваться для моделирования ситуаций выбора оптимальных стратегий совладания с затруднениями при подготовке к соревнованиям студентов-спортсменов.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, копинг-стратегии спортсменов, гендерный подход в спорте, тип гендера.

Литература

  1. Довжик Л.Д. Спортивная травма как жизненное событие: дис…канд. психол. наук / Л.Д. Довжик. – 19.00.13. – Москва. – 2018. – 337 с.
  2. Крылова Н.Л. Наука о гендере – одно из направлений африканистики в России / Н.Л. Крылова, Н.А. Ксенофонтова // Ученые записки института Африки. 2016. – № 1 (35). – С. 10-24.
  3. Намазов А.К. Диагностика и регулирование психического состояния спортсменов во время соревнований и перед ними / А.К. Намазов, А.Ю. Липовка, А.Ю. Бурова и др. // Известия Российской военно-медицинской академии. – 2020. – Т. 39. – № 2. – С. 177-179.
  4. Шумова, Н.С. Факторы импульсивного проявления баскетболистами отрицательных эмоций / Н.С. Шумова, Ц.Чжу // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 9. – С. 32-33. – EDN YALCIF.
  5. Шустова Л.П. Тренды гендерных исследований в физкультурном образовании и спорте / Л.П. Шустова, С.В. Данилов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2024. – Т.13. – № 1 (49). – С. 71-79. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-1-71-79
  6. Gano-Overway, L. A., & Peterson, M. C. (2023). Connections between caring climate, self-compassion, self-pity, and reactions to an emotionally difficult sport situation. Psychology of Sport and Exercise, 67, 102428. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2023.102428
  7. Ionel, M. S., Ion, A., Iliescu, D., & Visu-Petra, L. (2024). Climbing anxiety scale (CAS-20): Preliminary development and validation. Psychology of Sport and Exercise, 73, 102635. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2024.102635