Развитие профессиональных компетенций учителей физической культуры и тренеров, связанных с формированием функциональной грамотности обучающихся в условиях дополнительного профессионального образования
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент Л.П. Шустова1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Кузнецова1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Дуброва1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск
Цель исследования – выявление возможностей системы дополнительного образования в решении проблемы подготовки учителей физической культуры и тренеров к формированию функциональной грамотности обучающихся.
Методика и организация исследования. Научная работа выполнена в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова на выборке учителей физкультуры и тренеров Ульяновской области. В исследовании использовались теоретические методы: анализ, синтез и обобщение результатов современных исследований. В качестве эмпирического метода выступило анкетирование с использованием анкеты на самооценку профессиональных дефицитов педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности.
Результаты исследования и выводы. Анализ первоисточников позволил определить одно из значимых направлений научных исследований, обусловленное поиском способов и средств развития профессиональных компетенций учителей физкультуры и тренеров, их готовности и способности к деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся. Важным ресурсом, обеспечивающим своевременное выявление профессиональных дефицитов педагогов и развитие «западающих» умений и навыков, является сфера дополнительного профессионального образования. При реализации экспериментальной части исследования выявлены профессиональные затруднения в области формирования функциональной грамотности обучающихся на занятиях физкультурой и спортом. В большей мере они проявляются в отношении методов формирования креативного мышления, глобальных компетенций и финансовой грамотности, в меньшей степени – естественно-научной и читательской ее видов. Ресурсы дополнительного профессионального образования позволяют корректировать выявленные дефициты слушателей курсов повышения квалификации на основе использования современных методов и приемов.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, программы повышения квалификации, учителя физической культуры, тренеры, функциональная грамотность обучающихся.
Литература
- Андреев А.С. Примеры заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках «физической культуры» / А.С. Андреев // Педагогика, образование и воспитание: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 мая 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 88-93.
- Кулишенко И.В. Формирование компетенций критического мышления в системе подготовки физкультурных кадров / И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина, Е.В. Разова, Е.В. Шустова // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 12. – С. 28-29. – EDN LYXXHA.
- Семилетова А.А. Формирование читательской, математической и ИКТ-грамотности на уроках физической культуры / А.А. Семилетова, Е.В. Кетриш // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сборник статей 14-й Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, Екатеринбург, 04 апреля 2023 года. – Екатеринбург: РГППУ, 2023. – С. 157-160.
- Шипин М.В. Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры / М.В. Шимин // Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции, Челябинск, 09–10 февраля 2022 года. – Челябинск: Библ. А. Миллера, 2022. – С. 464-470.
- Шустова Л.П. Подготовка учителей к развитию функциональной грамотности школьников в условиях дополнительного профессионального образования /Л.П. Шустова, Т.И. Дуброва, Н.И. Кузнецова // Поволжский педагогический поиск. – 2023. – № 2(44). – С. 65-74.
- Pastore, S., & Andrade, H. L. (2019). Teacher assessment literacy: A three-dimensional model. Teaching and Teacher Education, 84, 128–138. https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.05.003