Особенности трудовых действий и профессионально значимых физических качеств специалиста по адаптивной физической культуре
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Киэлевяйнен1
В.А. Бабайцева1
1Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск
Цель исследования – выявление особенностей трудовых действий и профессионально значимых физических качеств специалиста по адаптивной физической культуре.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе Петрозаводского государственного университета в течение 3-х лет. Группу респондентов составили 40 студентов 4-го курса в возрасте 20-22 лет, обучающихся по направлению 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». Все респонденты проходили производственную профессионально-профилированную практику общей продолжительностью 3 месяца в коррекционных школах-интернатах и реабилитационном центре Детской городской больницы.
Результаты исследования и выводы. Выявлены особенности трудовых действий и профессионально значимые физические качества специалиста по АФК. Авторами предлагается в содержание практических работ по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина) для студентов направления подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» включать упражнения, направленные на определение расстояния, дифференциацию мышечных усилий, изменение скорости и направления движений, развитие быстроты.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические качества, профессиограмма, специалист, профессиональная компетентность.
Литература
- Буров А.Э. Диагностика и оценка профессионально важных качеств в практике профессионально-прикладной физической культуры: научно-практическое пособие / А.Э. Буров, О.А. Ерохина. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – 192 с.
- Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов: учебное пособие / В.И. Ильинич, С.А. Полиевский. – М.: МПГУ, 2018. – 120 с.
- Коновалова Н.Г. Подготовка специалистов по физической культуре для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья / Н.Г. Коновалова, О.А. Ковтун // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 47-2. – С. 123–128.
- Лебедев М.А. Усталость и ее проявления / М.А. Лебедев, С.Ю. Палатов, Г.В. Ковров // Российский мед. журн. – 2014. – № 4. – С. 282-287.
- Лубышева Л.И. Оценка сформированности профессионально-прикладной спортивной культуры личности в процессе спортизированного физического воспитания в вузе / Л.И. Лубышева // Физическая культура и спорт в системе образования: инновации и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23–24 ноября 2023 года. – Санкт-Петербург: ООО «Медиапапир», 2023. – С. 7-14. – EDN SKBLDA.
- Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2009. – 608 с.
- Щенкова И.П. Содержание адаптивной физической культуры в России / И.П. Щенкова // International Journal of Humanities and Natural Sciences. – 2020. – № 42. – С. 164-167.
- Щербакова М.В. Профессиограмма как средство профессионального самовоспитания будущего педагога / М.В. Щербакова, В.В. Ковалев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – №1. – С. 17-21.