Плавание как средство снятия эмоционального выгорания преподавателей высшей школы
ˑ:
Доктор психологических наук, доцент О.И. Щербакова1
Кандидат психологических наук, доцент В.Р. Шлычков2
Кандидат философских наук, доцент О.Н. Шлычкова3
Кандидат психологических наук, доцент В.П. Савёлов4
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Научно-исследовательский центр «Строительство», Москва
3Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва
4Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России, Москва
Цель исследования – определение влияния плавания как физической активности в качестве средства, уменьшающего эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы.
Методика и организация исследования. Для определения роли плавания как средства снятия эмоционального выгорания были опрошены преподаватели высшей школы в возрасте от 28 до 65 лет (N=104), среди которых 50 мужчин (48%) и 54 женщин (52%). Для опроса использовалась авторская экспресс-анкета на определение демографических показателей и психологический тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
Результаты исследования и выводы. Плавание в течение полугода с частотой два раза в неделю уменьшает эмоциональное истощение педагогов высшей школы, особенно заметно это у взрослых женщин. Занятие плаванием в течение полгода позволило сместить стадии эмоционального выгорания на уменьшение. Так, у мужчин и молодых женщин выраженной осталась только стадия «Напряжение», в то время как у взрослых женщин она уменьшилась до стадии «Резистенция». У взрослых мужчин эмоциональное выгорание не отличается от молодых мужчин. Наименьшие изменения после занятий плаванием у мужчин произошли по шкале «Переживание психотравмирующих обстоятельств», видимо тут необходима дополнительная терапия. Занятие плаванием не уменьшило выраженность стадии «Резистенция» у всех преподавателей высшей школы.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, взрослые, мужчины, женщины, педагоги высшей школы, напряжение, истощение, резистенция.
Литература
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: «Сударыня», 1999.
- Егорышев С.А. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности / С.А. Егорышев // Вестник Российского университета дружбы народов. 2023. vol 23 No. 1. Р. 61-73.
- Колпинская С.А. Коррекция психофизического состояния студентов средствами физической культуры / Колпинская С.А. и др. // Наука в современном мире. – 2022. – С. 73-82.
- Мурафа С.В. Проблемы эмоционального выгорания преподавателей высшей школы и практические пути их решения / С.В. Мурафа, Н.Н. Баркова, А.В. Карпенко // Вестник практической психологии образования. – 2024. – Т. 21. – №. 2. – С. 102-112.
- Овсяник О.А. Адаптация для женщин второго периода взрослости / О.А. Овсяник // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 11 (33). – С. 341-344
- Солодкова Т.И. Тренинг развития эмоционального интеллекта как психологическое средство профилактики и коррекции синдрома «выгорания» / Т.И. Солодкова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2011. – №. 2. – С. 55-57.
- Худолеева П.А. Коррекция уровня эмоционального интеллекта спортсменов-единоборцев / П.А. Худолеева, В.Н. Дворак. – 2021. – С. 123-125.
- Abdusattorovna E.N. The phenomenon of «emotional burnout» as a deformation of personality // Confrencea. 2023. Vol. 6. – No. 6. p. 149-154.
- Jeung D. Y., Kim C., Chang S. J. Emotional labor and burnout: A review of the literature / Yonsei medical journal. 2018. Vol. 59. No. 2. p. 187-193.
- Weisberg J., Sagie A. Teachers' physical, mental, and emotional burnout: Impact on intention to quit. The journal of psychology. 1999. Vol. 133. No. 3. p. 333-339.