Индивидуальные различия студентов в зрительном восприятии гимнастических упражнений и быстроте формирования представления о них

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент В.П. Умнов
Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Цель исследования – выявление индивидуальных различий студентов в зрительном восприятии гимнастических упражнений и быстроте формирования представления о них.
Методика и организация исследования. В качестве модели выбрано формирование представления об относительно простом физическом упражнении при предъявлении студентам факультета физического воспитания (n=188, возраст 18-23 года) последовательно чередующихся графических изображений (фаз движений), при восприятии которых испытуемые должны были составить представление о целостном физическом упражнении. Применялся тахистоскопический метод. Исследование состояло из двух серий. 1-я серия общепринятая, связанная с увеличением времени показа объекта и применяемая для определения времени восприятия или опознания последнего. 2-я серия связана с повторными предъявлениями объекта на неизменной экспозиции, что соответствует многократному показу физических упражнений.
Результаты исследования и выводы. Выявлено, что степень проявления индивидуальных различий в быстроте формирования зрительного образа зависит как от способа предъявления стимульного материала, так и его сложности для восприятия. Установление индивидуальных различий студентов в зрительном восприятии гимнастических упражнений и быстроте формирования представления о них можно трактовать как сложную способность человека к быстроте формирования образа двигательного действия.

Ключевые слова: физические упражнения, обучение, индивидуальные различия, способности, особенности восприятия.

Литература

  1. Беляев Р.В. Исследование индивидуальных особенностей восприятия изображения при помощи фрактального анализа траекторий движения глаза / Р.В. Беляев, В.В. Колесов, Г.Я. Меньшикова и др. // V Международная конф. по когнитивной науке. – Калининград: Калининградский гос. ун-тет, 2012. – С. 242-243.
  2. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 1977. – 412 с.
  3. Запорожец А.В. Восприятие, движение, действие / А.В. Запорожец // Избр. психол. труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – С. 119-153.
  4. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2010. – 704 с.
  5. Лакин Г.Ф. Биометрия / Г.Ф. Лакин. – М.: Высшая школа, 1990. – 350 с.
  6. Николаев И.В. Функции и категории дидактики в сфере физической культуры и спорта / И.В. Николаев, С.В. Соломатин // Сб. науч.-методич. работ «Теория и методика физической культуры, спорта и туризма». – СПб: Изд-во СППУ Петра Великого, 2021. – С. 60-63.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2002. – 720 с.
  8. Сальников В.А. Индивидуальные особенности возрастного развития двигательных и интеллектуальных способностей / В.А. Сальников, Е.М. Ревенко // Психология человека в образовании. – 2019. – Т. 1. – № 4. – С. 341-350.
  9. Самойленко Е.С. Индивидуальные различия в восприятии сходства изображений лиц и характеристики окуломоторной активности / Е.С. Самойленко, И.А. Басюл // Экспериментальная психология. –  2019. – Т. 12. – №. 3. – С. 73-91. 
  10. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б.М. Теплов. –  М.: Наука, 2004. – 440 с.