Влияние физической культуры на функциональное развитие школьников
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент А.Б. Саблин1, 2
Кандидат педагогических наук, профессор С.В. Чернышев1
Е.А. Ульянова2
А.Ю. Ромашов3
1Московский технический университет связи и информатики, Москва
2Московский городской педагогический университет, Москва
3Вятский государственный университет, Киров
Цель исследования – сравнить эффективность занятий по физической культуре в школе, проводимых два и три раза в неделю с детьми 14-15 лет.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился в течение пяти месяцев с участием 140 школьников 14-15 лет. Все дети занимались по стандартной программе по физкультуре в школе, однако школьники из контрольной группы занимались физкультурой два раза в неделю, а дети из экспериментальной группы – три раза в неделю. Выполнялась оценка функциональных показателей детей (артериальное давление, пульс и жизненная емкость легких). Для сравнения полученных результатов и определения достоверности различий применялся t-критерий Стьюдента (p<0,05) с использованием программы Bio Stat.
Результаты исследования и выводы. После окончания педагогического эксперимента у школьников из экспериментальной группы показатели систолического давления изменились от 121,1±3,4 до 117,3±2,8 (р<0,05), а диастолического давления от 77,2±1,8 до 73,2±1,7 (р<0,05). Средние показатели пульса снизились на 10% (р<0,05), а емкость легких увеличилась на 14,8% (р<0,05). В контрольной группе также произошли изменения, но менее значительные. Систолическое давление изменилось от 123,1±2,6 до 122,2±2,3 (р>0,05), а диастолическое давление – от 75,5±1,5 до 75,1±1,9 (р>0,05). В то же время пульс снизился на 1,3% (р>0,05), а емкость легких увеличилась 7,4% (р<0,05).
Результаты исследования показали, что для развития функциональных способностей детей 14-15 лет более эффективным будет проведение трех уроков по физической культуре. Полученные результаты экспериментального исследования позволяют аргументировать необходимость введения третьего урока по физической культуре в школе для сохранения и улучшения функциональных показателей школьников.
Ключевые слова: физическая культура, урок, функциональное состояние, физическое воспитание, школьники.
Литература
- Алабян А.Г. Физкультурно-спортивная активность детей дошкольного возраста / А. Г. Абалян, Ю. В. Окуньков, В. И. Столяров, Т. Г. Фомиченко // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 10. – С. 107-109. – EDN DPHOLJ.
- Андрианов, М. В. Использование парных упражнений для развития силовых способностей у девочек 11-12 лет на уроках физической культуры / М.В. Андрианов, Е.Д. Митусова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 1. – С. 69. – EDN QFCSKI.
- Ефременко И.И. Возрастная физиология и школьная гигиена: учеб. пособие / И.И. Ефременко, Г.Г. Сушко. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2017. – 282 с.
- Левушкин С.П. Организация и проведение мониторинга физического здоровья обучающихся общеобразовательных организаций: метод. рекомендации / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, В.Д. Сонькин и др. – Москва: ИВФ РАО, 2022. – 97 с.
- Полевой, Г. Г. Влияние игры «Стандартные классики» на формирование ритма младших школьников / Г.Г. Полевой, А.Б. Саблин, С.В. Чернышев // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 6. – С. 64-65. – EDN PXDFBP.
- Полевой, Г. Г. Развитие пространственной ориентации у детей на основе прыжковых упражнений / Г.Г. Полевой // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 1. – С. 79-81. – EDN QPFUNU.
- Полевой, Г. Г. Развитие физических способностей детей в начальной школе / Г.Г. Полевой, А.Б. Саблин, С.В. Чернышев // Теория и практика физической культуры. – 2024. – № 9. – С. 73-75. – EDN STXMTW.
- Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. ФГОС. / авт.-сост. А. Н. Каинов и Г.И. Курьерова. – 4-е изд. – Волгоград: Учитель, 2018. – 169 с.
- Чуб С.А. Единоборства в системе физического воспитания обучающихся младшего подросткового возраста / С.А. Чуб, С.В. Агафонов, Д.А. Жихарев, Е.Н. Лобанова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 12. – С. 82-83. – EDN SJCNXV.
- Polevoy, G. G. (2024). The development of motor abilities of students aged 8-9 years in physical education lessons. Bangladesh Journal of Medical Science, 23(3), 682–689. https://doi.org/10.3329/bjms.v23i3.75024
- Polevoy, G. (2024). Endurance and a sensitive period for its development in children. Journal of Physical Education and Sport, 24(3), 544–551. https://doi.org/10.7752/jpes.2024.03065