Способ коррекции психоэмоционального состояния лиц с ОВЗ посредством водной телесно-ориентированной терапии

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор С.В. Новаковский1
Доктор педагогических наук, профессор Э. Мачаидзе2
С.В. Кондратович1
А.А. Таранчук1

1Уральский федеральный университет, Екатеринбург
2Грузинский государственный педагогический университет физического воспитания и спорта, Тбилиси

Цель исследования – оценить степень влияния водной телесно-ориентированной терапии на психоэмоциональное состояние лиц с ОВЗ.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 19 человек в возрасте от 5 до 18 лет с различными видами отклонений в состоянии здоровья. Проведен анализ организации занятий в водной среде для лиц с ОВЗ. Применен новый подход к оценке изменения психоэмоциональной активности лиц с ОВЗ: определение общего психоэмоционального состояния с помощью применения психодиагностических методов, мониторинг физиологических показателей и возможности сознательного управления ими при применении БОС-процедур.
Результаты исследования и выводы. Проведенный эксперимент подтвердил, что применяемые методы и средства на занятиях водной телесно-ориентированной терапией должны быть ориентированы не только на прирост показателей физического развития, но и на становление познавательной, мотивационной, регулятивной, коммуникативной и эмоциональной составляющих в развитии детей с ОВЗ. Результаты исследования подчеркивают значимость применения предложенного способа к оценке психоэмоционального состояния детей с ОВЗ, который позволил полно рассмотреть и оценить изменение эмоциональной и двигательной активности ребенка.

Ключевые слова: телесно-ориентированная терапия, гидрореабилитация, психоэмоциональное состояние, ограничения в состоянии здоровья, адаптивная физическая культура.

Литература

  1. Азарова Л.Н. Телесно-ориентированный подход в работе с гиперактивными детьми / Л.Н. Азарова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 20.
  2. Бедеева Е.В Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ / Е.В Бедеева // Новая наука: психолого-педагогический подход. – 2017. – № 2. – С. 23-27.
  3. Березкина-Орлова В.Б. Телесная психотерапия. Биодинамика: учебное пособие / В.Б. Березкина-Орлова. – Москва: АСТ, 2010. – 409 с.
  4. Дерябина Г.И. Применение креативных телесно ориентированных практик в комплексе с физкультурно-коррекционной деятельностью с инвалидами, имеющими последствия детского церебрального паралича / Г.И. Дерябина // Гуманитарные науки. Педагогика и психология. – 2012. – №12. – С. 443-449.
  5. Сергеевич А.А. Классификация методов телесно ориентированной терапии / А.А. Сергеевич // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74. – С. 252-255.
  6. Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов – модификация восьмицветового теста Люшера: практическое руководство. – СПб.: Речь, 2012. – 128 с.
  7. Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых – Москва: Эксмо. – 2015. – 960 с.
  8. Панфилова М.А. «Кактус». Графическая методика. http://www.psy-files.ru/2007/06/14/kaktus.html
  9. Рыбаченко А.Б. Телесно-ориентированные практики в работе с детьми. Метод замещающего онтогенеза / А.Б. Рыбаченко, М.Ф. Барба, М.И. Кравченко. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 3. – С. 99-101.
  10. Чердонова В.А. Акватерапия как игровая технология в коррекционно-развивающей работе педагога психолога с детьми с ОВЗ / В.А. Чердонова, А.С. Игумнова // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. Сборник материалов 11 Международной научно-практической конференции. (Благовещенск, 20 февраля 2018 г.). – Благовещенск: Изд-во Дальневосточного ГАУ. – 2023. – Т. 2. – № 11. – 77-82 с.