Ценность достижения успеха в контексте здорового образа жизни в юношеском возрасте: детско-родительский аспект

ˑ: 

Кандидат психологических наук Т.Б. Позднякова
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования − определение взаимосвязи между ценностями достижения успеха и здорового образа жизни у юношей и девушек и их родителей.
Методика и организация исследования. В научной работе участвовали 146 человек (студенты вуза и их родители). Основным средством диагностики выступала методика ЦО‑36 (ценностные ориентации – 36 позиций). Помимо этого, были использованы тест Притчи, методика КОСКОМ (Коммуникативная и социальная компетентность), тест «Самооценка» (автор методик В.Н. Куницына), а также 16-факторный опросник Р. Кеттелла.
Результаты исследования и выводы. Установлено, что достижение успеха представляет большую ценность для молодых людей и их родителей, причем у детей степень его значимости выше. Примечательно, что ценность собственного здоровья они ценят больше, чем преуспевание в деле, которым занимаются. Здоровье имеет высокую степень значимости как для детей, так и для родителей. При этом важность заботы о себе, предполагающей внимание к своему здоровью, внешнему виду, интересам и статусу, более актуальна для детей. У родителей существует прямая связь между ценностями здоровья и заботы о нем. В отличие от них, среди молодых людей есть те, кто, высоко оценивая здоровья, придают большое значение его сохранению, укреплению и улучшению, и есть те, кто абсолютно равнодушен к здоровому образу жизни. Ценность достижения успеха у детей и родителей не имеет статистически достоверной связи с ценностями здорового образа жизни. В семье у детей и родителей возможны разные варианты сочетания актуальности достижения успеха и заботы о себе. При этом у них наблюдается прямое соответствие ценности здоровья.

Ключевые слова: ценности, достижение успеха, здоровый образ жизни, здоровье, забота о себе, юношеский возраст, детско-родительские отношения.

Литература

  1. Батурин Н.А. Психология успеха и неудач: учебное пособие / Н.А.  Батурин. Челябинск: Изд. Юж.-Урал. ГУ, 1999. – 100 с.
  2. Васина Е.А. Ценностные ориентации: феноменология, структура, динамика: монография / Е.А. Васина. Архангельск: Типография А4, 2013. – 83 с.
  3. Лабунская В.А. Психология успешного поведения личности / В.А. Лабунская // Социальная психология личности в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. – С. 52-87.
  4. Лукьянченко Н.В. Ценности успеха в представлении студенческой молодежи поколения Z / Н.В. Лукьянченко, Л.В. Довыденко, И.А. Аликин // Социальная психология и общество. – 2019. – Т.10. – №2. – С. 82-94. EDN: JUZWBQ
  5. Семья в современном мире / под ред. В.Н. Куницыной. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – 232 с.
  6. Усынина Н.И. Определение сущности понятия «молодежь» / Н.И. Усынина // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2013. – Вып. 1. – С. 26-28. EDN: QAPHUB
  7. Roberts A.R., Levine E.E., Sezer O. Hiding Success // Journal of Personality and Social Psychology. 2021. Vol.120, No.5. рр.1261-1286. EDN: EAOCLX