Применение блокировки нижнего обзора для коррекции осанки и формирования навыка ходьбы у людей с детским церебральным параличом

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Киэлевяйнен1
У.С. Волкова1

1Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

Цель исследования – выявить эффективность применения блокировки нижнего обзора для формирования навыка ходьбы и коррекции осанки у людей с детским церебральным параличом.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе Центра адаптивной физической культуры Петрозаводского государственного университета в течение 8 месяцев. Экспериментальную группу составили 10 человек в возрасте 12-23 лет с диагнозом детский церебральный паралич.
На протяжении исследования на занятиях адаптивной физической культурой традиционное выполнение упражнений в вертикальном положении с перемещениями, чередовалось с усложненным способом – блокировалось нижнее поле периферического зрения при помощи очков для дриблинга, применяемых в баскетболе.
Результаты исследования и выводы. Анализ результатов на итоговом этапе эксперимента показал, что участникам удалось сократить время преодоления прямой 5 м в среднем на 57%, 9 из 10 участников улучшили точность прохождения дистанции до полного исключения заступов. Время удержания равновесия в пробе Ромберга увеличилось более чем в два раза. Результаты исследования можно применить при формировании и коррекции ходьбы у детей с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: навык ходьбы, зрительный анализатор, координация, детский церебральный паралич, адаптивная физическая культура.

Литература

  1. Бредихина Ю.П. Роль зрительного анализатора в координации двигательных действий у танцоров-бальников / Ю.П. Бредихина // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 204-210. EDN: RXUNMT
  2. Власенко С.В. Динамика стабилометрических показателей у больных ДЦП, спастическая диплегия под влиянием занятий на стабилометрической платформе, роботизированном комплексе "Экзокисть–2" в сочетании с санаторно-курортном лечением / С.В.Власенко, В.Б. Павленко, Л.С. Орехова и др. // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернандского. – 2023. – Т. 9 (75). – № 4. – С. 15-25. EDN: TWHUTN
  3. Гросс Н.А. Вертикальная устойчивость у детей-инвалидов с нарушением функций опорно–двигательного аппарата при выполнении физических упражнений с использованием тренажерных устройств / Н.А. Гросс, Т.Л. Шарова, И.Ю. Беркутова, Г.В. Буканова // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 2. – С. 43-45. EDN: XWVPQH
  4. Гутчель А.А. Латеральная доминантность органа зрения у детей старшего дошкольного возраста / А.А. Гутчель – Майкоп: ИП Коблева М.Х., 2015. – 140 с.
  5. Капилевич Л.В. Координация движений у футболистов при выполнении удара по мячу: роль зрительного анализатора / Л.В. Капилевич, О.И Буравель, Е.В. Кошельская // Вестник томского государственного университета. – 2012. – № 361. – С. 140-143. EDN: PBXLSB
  6. Киэлевяйнен Л.М. Развитие координации при ходьбе у детей с детским церебральным параличом / Л.М. Киэлевяйнен // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 10. – С. 83-85. EDN: VIITEC
  7. Харченко Л.В Развитие локомоторной функции ходьбы у дошкольников с детским церебральным параличом в условиях санаторно–курортного лечения / Л.В. Харченко, Н.Л. Литош // Современные вопросы биомедицины. – 2017. – Т. 1. – № 1 (1). – С. 11. EDN: YTPREG
  8. Чечетин Д.А. Динамика антропометрических показателей позвоночника и стоп в процессе реабилитационных мероприятий при нарушениях осанки у детей / Д.А. Чечетин // Медико–биологические проблемы изнедеятельности. – 2021. – № 2 (26). – С. 85-90. EDN: TLKBTM
  9. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. / Под.ред. Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2007. ISBN: 978–5–9718–0116–0 EDN: QVPGRJ
  10. Onerge K. How does walking with dribbling goggles affect foot pressure behavior? / K. Onerge, H. Evrendilek, R. Sert, N.E. Akalan, F. Bilgili // Elsevier: Gait & Posture, 2021, v90, p. 164-165. EDN: LAJZTL