Фронтиры педагогической науки области «Физическое воспитание студентов» в фокусе публикаций журнала «Теория и практика физической культуры»
ˑ:
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Минникаева2
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
2Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург
Цель исследования – определить фронтиры педагогического знания области «физическое воспитание студентов» на основе метаанализа соответствующих эмпирических исследований в журнале «Теория и практика физической культуры».
Методика и организация исследования. Проведен мета-анализ публикаций, размещенных в журнале «Теория и практика физической культуры» в период 2020-2024 гг. С помощью мета-анализа получили ответ на два вопроса: 1. Какие педагогические феномены в публикациях связаны со сферой физического воспитания студентов? 2. Какие педагогические технологии области физического воспитания студентов с доказанной эффективностью относятся к первому децилю (первым 10% в ранжированном ряду распределения)? В итоговую базу по первому вопросу вошли 27 публикаций, второму вопросу 41 статья, включающие эмпирические данные с содержательным контентом.
Результаты исследования и выводы. В научной работе определены фронтиры педагогического знания области физического воспитания студентов в фокусе публикаций в журнале «Теория и практика физической культуры»: «фронтиры концепции», представляющие концепции здоровьесбережения, здоровьесохранения, здоровьесозидания, здоровьеформирования; гуманистическая парадигма совершенствования физической культуры личности студента; экзистенциальная парадигма физического воспитания, основанная на свободе персонального выбора; «фронтиры-нарративы», объединяющие инновационные технологии образовательной области физического воспитания студентов; «фронтиры слабых сигналов», которые отражают локальные исследования в узких областях научного творчества, что отражается на низкой публикационной активности.
Проведенное исследование является своевременным нарративом для построения новой издательской политики журнала «ТиПФК» в развитии научного контента в области физической культуры и спорта и образцом для изучения различных направлений спортивной науки.
Ключевые слова: фронтиры педагогической науки, студенты, физическое воспитание, журнал «Теория и практика физической культуры».
Литература
- Коренькова Т.В. Методы определения и анализа научно-технологических фронтиров в деятельности студентов технических вузов России / Т.В. Коренькова, В.Н. Ремарчук // Гуманитарный вестник. – 2022. – № 1(93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-opredeleniya-i-analiza-nauchno-... (дата обращения: 09.01.2025). EDN: FBAPEM
- Лубышева Л.И. Теория и практика физической культуры: новые векторы развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 9. – С. 3-5. EDN: MWEUKL
- Минникаева Н.В. Исследование интереса к использованию цифровых технологий во время двигательной активности студентов специальной медицинской групп / Н.В. Минникаева // Инновационный ресурс спортивной науки: кинезиологические, спортизированные и цифровые технологии: материалы научного симпозиума, посвященного памяти В.К. Бальсевича, 27 мая 2024 г. – М.: РУС «ГЦОЛИФК», 2024. С.73-78.
- Суник А.Б. Теория и практика физической культуры: первое десятилетие / А.Б. Суник, А.Б. Пронин // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 5. – С. 4-10. EDN: MBYUCF
- Тернер Ф.Дж. Фронтир в американской истории / Ф. Дж. Тернер. – М.: Весь мир, 2009. 304 с.
- Terner, Frederik Dzh. 2009. Frontir v amerikanskoj istorii (The Frontier in American History). Moscow: Ves' mir. (In Russ.).