Педагогическая направленность физического воспитания в социально-профессиональной подготовке курсантов

ˑ: 

Д.Д. Дальский – кандидат педагогических наук, доцент. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

И.А. Афанасьева – доктор биологических наук, профессор. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

Е.С. Краева – кандидат педагогических наук. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.


Цель исследования:

обосновать педагогическую направленность физического воспитания в социально-профессиональной подготовке курсантов.


Методика и организация исследования:

Исследование основано на анализе научных работ и педагогической практики в области физического воспитания в системе высшего образования. В качестве эффективных психолого-педагогических средств отработки навыков социального общения рассматриваются тренинги и социальное проектирование. Тренинги включают: демонстрацию и многократное повторение упражнений на развитие физических качеств; задания поискового, проектного и творческого характера, направленные на поиск инновационных методов повышения физической активности; ситуации, моделирующие взаимоотношения в профессиональной деятельности, особенно в экстремальных случаях; игровые соревновательные фрагменты. Социальное проектирование рассматривается как процесс моделирования предстоящих действий через использование методов сотрудничества.


Результаты исследования и выводы:

Тренинги и социальное проектирование являются эффективными средствами для развития социальных навыков общения и взаимодействия у курсантов. Формирование социальных навыков включает этапы: демонстрация, ознакомительное выполнение действий, автоматизация действий и экстраполяция действия в другие условия. Анализ показал недостаток методической базы для подготовки офицерских кадров в современных условиях, что требует разработки более эффективных педагогических средств и методов.


Ключевые слова:

курсанты, военное учебное заведение, педагогическая деятельность, социальный навык, педагогические средства, социальное взаимодействие.


Литература:

  1. Баранова В.А. Социальное воспитание как теоретический концепт и атрибут социально-педагогической практики: монография / В.А. Баранова, В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин, М.И. Рожков. – М.: Современное образование, 2017. – 195 с.

  2. Буриков А.В. Теоретические аспекты организации физической подготовки военнослужащих / А.В. Буриков // Обзор педагогических исследований. – 2020. – Т. 2. – № 4. – С. 43-48.

  3. Васин В.Н. Результаты педагогического эксперимента по совершенствованию уровня физической подготовленности военнослужащих / В.Н. Васин, А.В. Буриков, А.В. Горохов // Современный ученый. – 2020. – № 2. – С. 191–195.

  4. Гришинов В.П. Межличностные отношения курсантов военно-учебного заведения / В.П. Гришинов, С.А. Скрипачев, Н.И. Якунин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 12 (154). – С. 67-71.

  5. Игонин Е.А. Психолого-педагогическое обеспечение оптимизации межличностного взаимодействия в студенческой группе / Е.А. Игонин, С.И. Огородник // Электронный научно-практический журнал «Культура и образование». – 2015. – № 2 (18). – С. 15.

  6. Лысенко Ю.Н. Оптимизация психологических состояний курсантов пограничного института ФСБ России и ее влияние на продуктивность учебно-педагогического взаимодействия / Ю.Н. Лысенко // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе: материалы IV международной заочной научно-практической конференции 25 марта 2016 г. Арзамас. – 2016. – С. 97-100.