Место и роль физической культуры и спорта в социальной доктрине ислама

ˑ: 

А.Б. Оришев – Доктор исторических наук, доцент, Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва.

А.А. Мамедов – Доктор философских наук, доцент, Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва.

А.И. Панюков – Доктор философских наук, профессор, Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва.

Цель исследования:
Определить место и роль физической культуры и спорта в социальной доктрине ислама и духовной практике российских мусульман.

Методика и организация исследования:
Проведено включенное и невключенное наблюдение за физкультурниками, интервьюирование преподавателей физической культуры, контент-анализ выступлений богословов, социологический опрос студентов, состоящих в спортивных секциях и занимающихся физкультурой в Тимирязевской академии в возрасте от 18 до 25 лет.

Результаты исследования и выводы:
Исследование показало, что ислам активно поддерживает занятия физической культурой, особенно через религиозные обряды, такие как намаз, который включает в себя полезные для здоровья упражнения. Однако отношение к профессиональному спорту более осторожное, так как он часто связан с азартом и материальной выгодой, что противоречит этическим нормам ислама. Рекомендуемые виды спорта для мусульман включают бег, борьбу, стрельбу из лука, метание копья, фехтование, джигитовку и плавание.

Ключевые слова:
Физическая культура, ислам, мусульмане, спорт, духовность.

Литература:

  1. Аслаханов С.А.М. Этническое наследие чеченцев в сфере физической культуры и спорта / С.А.М. Аслаханов // Ислам, физическая культура и спорт. – Грозный: Грозненский рабочий, 2009. – С. 42-86.

  2. Верховный муфтий: «Олимпийские игры подобны Хаджу». URL: https://cdum.ru/news/44/4034/?ysclid=Iwozbarnj7r995725515 (дата обращения 30.04.2024).

  3. Симонов К.В. Религиозные основы современного спорта / К.В. Симонов // Инновационные процессы в национальной экономике и социально-гуманитарной сфере. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Белгород: ДННИ, 2018. – С. 157-160.

  4. Тагаев Х. Намаз – важное средство морального, духовного и физического воспитания человека / Х. Тагаев, Т. Холдаров // Cultural and Historical Heritage in the Context of a Modern Outlook Formation. Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the XCI International Research and Practice Conference and III stage of IIC Championship in Art History, History, Philosophy, Culturology, Sports and Physical culture. – London: Published by IASHE, 2015. pp. 27-29.

  5. Asri S.Z., Akban B., Farahbakhsh A. Sport Motivation among Iranian University Students. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 21 February 2014. Vol. 114. pp. 810-815.

  6. Nou Y-E., Zaki F., Danaee M. The impact of religious-psychological factors on self-perceived sport performance among religious athletes in Malaysia. Psychology of Sport and Exercise. May 2024. Vol. 72. 102612.

  7. Orishev A.B., Kortunov V.V., Mamedov A.A. Physical Culture and Orthodoxy. Theory and Practice of Physical Culture. 2023. No. 7. pp. 61-63.